Найти тему
Arrrlika

Советы начинающим писателям

Интересно, какая это по счету статья с таким заголовком, которую вы видите?  У меня счет идет на сотни...
Интересно, какая это по счету статья с таким заголовком, которую вы видите? У меня счет идет на сотни...

Советы начинающим писателям от более опытных, известных или тех, кто просто считает, что способен что-то посоветовать широко распространены, и раньше я сама сомневалась, когда находила среди них методы, отличные от моих собственных.

Прошло время, и на моих глазах человек, попросивший патронажа и помощи в писательстве вырос с уровня "плечё" до читаемых текстов и регулярных 350 слов в день. Рассказываю о применявшихся методах:

Вам не нужна бета. Лучше научиться себя читать!

Да, в издательствах есть редакторы. Но никто из них не правит жи-ши.
Да, в издательствах есть редакторы. Но никто из них не правит жи-ши.

Очень часто сразу после написания текст кажется гениальным, идеальным и отличным, а при первом же столкновении с комментариями в духе "неграмотно" и "нелогично, сухо, плоско", человек начинает искать себе бету, чтобы та вычистила все ошибки: орфографические, лексические, грамматические.

Но на самом деле большинство из ошибок лежат на поверхности, и не нужно учить для себя какой-то новый русский язык, чтобы их отыскать. Нужно сесть и перечитать свой текст. Первый раз будет тяжело, вы будете перескакивать через строчки, потому что сами его написали и знаете. Во второй раз вы заметите ошибки на "плохо звучит" и "боже, как я мог это написать?!" А на третий пойдет логика и последовательность построения текста.

Вам не нужно показывать текст всем подряд. Лучше ограничить число критиков!

Без комментариев.
Без комментариев.

Многие говорят о том, что текст нужно давать каждому, кто согласится почитать, хоть это и бывает сложно. Но в конце концов, если брать в расчёт каждое мнение, можно потерять изначальную идею или начать гнаться за похвалой.

Все люди воспринимают искусство по-разному, и мнение вашей бабушки, кота или даже преподавателя из литературного кружка не является объективным. Помните, что внутри вашего произведения ваша мысль, а не та, которую человек увидел. Конечно, донесение мысли, то есть умение сделать текст понятным - это важно, но всего нескольких людей достаточно, чтобы понять, произошло оно удачно или нет.

Лучше выбрать одного или нескольких людей, в число которых как раз и может входить преподаватель из кружка, которые будут слышать любые ваши произведения. И с этими людьми у вас должно быть понимание. Они должны понимать, что вы хотели сказать, а вы должны понимать, что они вам советуют, за что критикуют, и будете ли вы это исправлять.

Всем нам хочется узнать, как отреагировали бы люди, если наше произведение было бы напечатано и попало к ним в руки. Но для этого гораздо больше подойдет публикация на открытой платформе, такой как фикбук, ваттпад или страница в соц. сети. Люди оттуда будут к вам гораздо менее предвзяты, чем ваши знакомые, и к тому же, публикация вещей, прошедших даже минимальный ценз, поможет вам проследить свою эволюцию, как автора.

Вам не нужен курс "Научим писать за две минуты"! Лучше взять художественный роман!

Авторы книг о том, как стать известным обычно известны только ими.
Авторы книг о том, как стать известным обычно известны только ими.

Никто не научит вас писать.

Можно научиться строить как тексты, так и целые истории, можно изучить всю классификацию на свете и стиль каждого писателя с древнейших времен до тридцатого века, можно последовать всем моим советам и даже начать читать по книге в день, но все это будет полезно. Вы получите литературный опыт, багаж. А научит писать вас только практика.

Почему же я тогда в заголовке пункта, как и многие до этого, призываю читать? Потому что я советую практиковаться во время чтения или читать как писатель.

Читая как писатель, вы отмечаете про себя, где и какие приемы использует автор и какой эффект они дают, а значит, получаете возможность их повторить. Выбирайте те, которые нравятся вам больше всего и действуйте по схеме:

Когда ты копируешь одного, ты плагиатор,

Когда ты копируешь пятерых, ты посредственность,

Когда ты копируешь десятерых, ты оригинал.

Не пишите, чтобы писать. Лучше сначала сформулируйте свои мысли!

Вот, видите? Книги закрыты. Перестаньте опираться на них и думайте мозгом.
Вот, видите? Книги закрыты. Перестаньте опираться на них и думайте мозгом.

В школе каждый делал проектную или исследовательскую работу. И тогда нам говорили: презентация - это только последний этап, а до этого идет сбор информации, анализ и еще много других важных штук. Но школьники все равно продолжают ассоциировать проект в презентацией в PowerPoint-е.

Также и с литературой. Ваш текст - презентация ваших мыслей. И, конечно, презентацию нужно научиться делать красиво, на развитие чего направлен, например, первый мой совет, но лучше делать это на работах, содержащих мысли, чем на пустых бессмысленных этюдах.

Придумайте мысль, сформулируйте мысль, решите, как вы будете показывать мысль в тексте, используя свои или чужие приемы в специальном контексте, а потом садитесь писать. До этого могут идти только наброски.

Не меняйте свой подход к работе, услышав слова какой-то девушки из интернета. Лучше подумайте о том, почему вы делаете так, как делаете!

Возвращаясь к пункту про критику, то же самое относится и к советам. Ваше мнение, ваши замечания к себе и ваши вопросы превыше всего. Главное, чтобы они были.

«Драматического писателя надо судить по законам, им самим над собою признанным» - сказал когда-то Пушкин.

Так что если у вы работаете по каким-то принципам и можете их для себя объяснить - продолжайте им следовать, судите себя по ним, и делитесь ими вон там внизу, в комментариях.

А это герб моей организации, Mental Compass United. Красивый, правда? Мы, кстати, ищем поэтов и писателей, можем даже помощь оказать).
А это герб моей организации, Mental Compass United. Красивый, правда? Мы, кстати, ищем поэтов и писателей, можем даже помощь оказать).

А с вами была Софья Леонтьева, и сегодня, как и обычно, мы говорили о настоящем искусстве.