Как в эпоху повсеместных тренеров-достигаторов, коучей и онлайн-курсов по самореализации разобраться с стрессами и переживаниями и прийти к внутренней гармонии?
Немного занудства, или научные истоки
Цитата, на которую я наткнулась в недрах интернета "Progress is dancing to the same song I used to cry to" (Orion Carloto), отозвалась где-то глубоко в сердце и заставила меня задуматься о вопросе развития человеческой личности.
На самом деле, многие психологи писали об этом еще задолго до появления инста-коучей и "супер-мега-эксклюзивных курсов всего за 5к". Например, один из самых цитируемых психологов ХХ века Э. Эриксон писал, что развитие - это некоторый процесс, в котором человек преодолевает возникающие в его жизни кризисы (он называл их психосоциальными явлениями и считал, что те возникают закономерно, в соответствии с той или иной возрастной стадией.
А Л.С. Выготский, кто являлся своего рода основателем такого понимания прогресса, считал, опираясь на идеи философов, что развитие человека определяется качественными преобразованиями. Именно кризис (а подразумевается здесь под этим понятием резкий скачок развития, период изменения наработанных ранее умений и навыков) способствует развитию, иными словами: развитие без кризисных ситуаций невозможно.
Психологи того времени писали довольно много любопытных текстов относительно кризиса идентичности, выбора между несколькими вариантами пути личностного роста и так далее, и многие современные психологи работают с опорой на эти теории.
Все это хорошо, а что делать-то?
Однако вернемся к практической части (распространенный вопрос на консультации у психолога: "послушайте, это все замечательно, но что мне делать?") и вспомним о терапии принятия и ответственности, она же ACT, она же Acceptance and Commitment Therapy. Если стараться описать максимально коротко, то АСТ предполагает не борьбу с негативными мыслями и чувствами, а принятие их существования как неизбежной части жизни любого человека.
Сама ACT основывается на 6 принципах:
- Разделение, что подразумевает отделение своей личности от своих неприятных мыслей, необходимость помнить о том, что мысли - это еще не "я", есть и другие грани моей личности, есть и другие сферы жизни, на которые эти негативные чувства, мысли, эмоции не распространяются.
- Принятие - наблюдение за негативными чувствами и мыслями, проживание его телесно и эмоционально.
- Контакт с настоящим моментом, умение быть "здесь и сейчас".
- Занятие позиции наблюдателя.
- Ценности - то, что для человека действительно важно, цели и стремления, играющие большую роль, чем негативно окрашенные переживания.
- Активные действия, направленные на достижение определенных целей, действительно ценных для человека.
В отличии от более классической КБТ (когнитивно-бихевиоральной терапии, направленной на научение контролю своих мыслей, понимание убеждений, стоящих за ними, и работы с собственными негативными установками, отрицательно влияющими на качество жизни клиента), АСТ предлагает путь принятия и рефлексии, а это значит, что стрессовую ситуацию вовсе не обязательно воспринимать как неизбежное зло. Скорее, рекомендация в том, чтобы смотреть на кризис со стороны, занимая позицию наблюдателя, стараться замечать, через какие этапы происходит проживание этого кризиса, и самое главное - видеть плюсы и выгоды в сложившейся проблемной ситуации.
Принять - не значит сдаться
Терапию принятия и ответственности, конечно, не стоит сводить к банальным рекомендациями (к тому же, психолог вообще не должен давать советов, если это происходит - бегите как можно дальше, Вам попался непрофессионал), однако существуют некоторые лайфхаки, которые может использовать любой человек и без психологического образования, чтения множества научных статей и монографий, и даже совершенно не тратясь на консультации специалиста.
Например, представьте свой разум в образе автобуса, который наполнен пассажирами. Может быть, их немного, и салон почти пуст, а может, автобус набит битком и люди в нем как селедки в банке? В любом случае, все эти пассажиры - это ваши мысли. Представьте теперь, что пассажиры начинают указывать водителю, куда ехать - кричать через весь салон, стучать в дверь в кабину, махать руками...
Водителю, разумеется, не нравится эта ситуация, но поступить он может по-разному. Можно начать ругаться на пассажиров, пытаться вилять в стороны, чтобы дезорганизовать их, можно остановить автобус, выйти из кабины в салон и начать драться с пассажирами, стараясь успокоить их и усадить по местам, или вообще выталкивать мешающий людей из транспорта. Возможно, это и приведет к какому-то решению проблемы, но вынудит водителя потратить много сил и времени, а результат не всегда гарантирован. Вместо этого можно использовать технику принятия - наблюдать за беснующимися пассажирами в зеркало заднего вида, продолжая идти по намеченному маршруту без сложностей и ненужных остановок.