Разбираемся, когда принимать решения стоит единолично, а когда — посоветоваться с командой.
Часто руководитель ассоциируется с таким брутальным полководцем, который обладает даром свыше принимать взвешенное решение любой сложности в кратчайший срок. Увы, это столь единичный случай, что полагаться на него не стоит.
Итак, в каких случаях руководителю стоит полагаться на себя, а в каких — без команды не обойтись?
Выбирать подходящий метод принятия решения логично исходя из двух факторов — срочности и важности решения. Каждый из 4-х способов будет наилучшим при разных сочетаниях этих факторов.
1.Самостоятельные или авторитарные решения.
Для руководителей небольших компаний это часто основной способ принятия решений. Для крупных организаций такой метод так же может быть очень продуктивным, когда решение принимается в условиях ограниченного времени или не несёт за собой серьезных рисков.
2.Решения, принятые совместно.
Этот способ предлагает вклад людей, вовлечённых в процесс или проект. Разумеется, принимает решение и несет за него ответственность сам руководитель. Плюсы заключаются в получении большего количества информации от членов команды. Кроме того, этот способ принятия решений можно использовать для нематериальной мотивации сотрудников — они будут в большей степени вовлекаться в процесс и чувствовать свою сопричастность. А это влияет на инициативу и ответственность. Такие решения хорошо принимать, если важность вопроса высока и есть время для принятия решения.
3.Демократический способ чаше всего подходит для организационных вопросов — решение принимается большинством голосов в команде. Используется для вопросов «местного значения», а срок принятия решения устанавливается руководителем.
4.Консенсус — эффективный способ, когда нужно решение сложной экспертной проблемы, не требующей срочности. В процессе участвуют разные отделы и команды организации, чья заинтересованность в правильном решении очень высока. Итоговое заключение принимается после того, когда каждый отдел сказал свое «да».
А как вы принимаете решения?
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть обновления!
Больше интересных материалов о менеджменте, личной эффективности и soft skills на сайте openmanagement.ru