Особняк Ивана Миндовского в Скарятинском переулке – известный шедевр московского модерна (хотя, конечно, франко-бельгийского, если говорить о стиле). Это творение Кекушева – гения, безумца, инопланетянина предреволюционной России.
О владельце
Миндовский его не строил, купил готовым «под ключ». Совладелец «Товарищества на паях Волжской мануфактуры бумажных и льняных изделий» Иван Миндовский был тот ещё купчина, внук крепостного, старообрядец, славившийся феноменальной скупостью.
Миндовский превратил в миллионное отцовское предприятие в Вичуге Кинешемского уезда Костромской губернии, женился на купеческой дочери, девице Коноваловой, с огромным приданым. О Миндовском писали:
«Все свои грузы он отдавал обществу “Самолет”, выговорив себе бесплатный проезд на их пароходах, чем всегда и пользовался. Ни разу никто не заметил, чтобы он брал что-нибудь из буфета парохода, разве только кипяток, подаваемый задаром, имел всегда при себе мешочек с провизией».
Скорее всего, именно Иван Миндовский выступил прототипом Лопахина в чеховской пьесе «Вишневый сад». Вот, пожалуй, и всё о хозяине дома.
А вот о его доме можно говорить бесконечно, но в первую очередь стоит сказать о скрытой жемчужине, которую много лет прятал особняк.
Речь об удивительном витраже, который, как пишут, изображал Пана, греческого козлоногого бога, играющего на свирели. Впрочем, это ошибка – изображены там Дафнис и Хлоя, а вовсе не Пан. Витраж был огромный, почти четырёхметровый, и о нём успели забыть – проём в столовой на втором этаже, где находился витраж, был затянут холстом почти на столетие.
История разрушения
В здании была шведская миссия, потом посольство Швеции, потом – новозеландское посольство, но холст никто не трогал, пока во время последней масштабной реставрации его всё-таки не сняли, и открылось зрелище одновременное прекрасное и удручающее – центральная часть витража была полностью уничтожена, на полу лежали горы цветных осколков, и только по краям сохранялись фрагменты уникальной картины.
Снаружи стёкла были покрыты слоем краски, и с улицы витраж виден не был. Собственно, это был когда-то выход на балкон, но балкон был демонтирован полностью, очевидно, его металлические части отправили на переплавку, и случилось это в начале 20-х, в недолгое время нахождения в особняке клуба для рабочих, тогда и балкон был уничтожен, и витраж разбит, а проём при передаче под шведскую миссию – закрыт холстом. До наших дней дошла лишь небольшая часть фантастической работы.
Собственно, кроме специалистов, о витраже никто не помнил. Для реставрации были нужны фотографии – они, к счастью, нашлись.
Сейчас витраж полностью восстановлен – свет скользит через Дафниса, играющего на пастушеской свирели, через Хлою, внимающую музыке, через сидящего на ветке павлина из райского сада, через тысячи цветных стёкол – свет, долетевший до нас из эпохи модерна.
Подписывайтесь на наш канал! Коротко и честно об интересных вещах, событиях и существах.
Читайте по теме:
Каменный цветок Котэ Топуридзе