Найти в Дзене

«Синий кит» возвращается? Мама подростка винит в его гибели «группы смерти»

Оглавление
Фото: ytimg.com
Фото: ytimg.com

История гибели 15-летнего отличника Дмитрия потрясла город Камышин. Мальчик средь бела дня совершил самоубийство, его тело обнаружили на территории недостроенной больницы. А спустя несколько минут предсмертное видео кто-то выложил на его страницу ВКонтакте. Дмитрия довели до этого шага и просили записать видео на телефон, утверждает его мама Юлия.

Все началось с дистанционного обучения

Следствие считает, что мальчик совершил банальное самоубийство. Ведь тогда можно легко закрыть дело. Если же допустить, что в этой страшной истории были третьи лица, то придется начать расследование, которое рискует превратиться в висяк. Потому что концы этой истории запутаны в соцсетях, считает мама погибшего.

Началось все с дистанционного обучения. У Димы сместился режим: он все больше сидел в соцсетях по ночам.

А еще на мальчика сильно повлиял разрыв с отцом, который перестал общаться с сыном и подал в мае на ДНК, что бы не платить задолженность по алиментам. Предательство близкого человека подействовало на настроение мальчика, он даже отменил свой день рождения. Но все его друзья, все равно пришли поздравить Диму с днем рождения. В тайне от него мама организовала праздник и мальчик был очень рад и благодарен.

«Я растила сына одна, как могла. Иногда ругала, но чаще хвалила. У нас была хорошая семья. Ежегодно мы ездили на море, за границу.  Сын собирался поступать в Москву в строительный университет. Я не снимаю с себя ответственности за то, что произошло. У нас была хорошая семья, но, к сожалению, сын не пришел ко мне со своими переживаниями», − делится мама Юлия.

Как и всем подросткам, мальчику легче было общаться со сверстниками. Поэтому он своими переживаниями в отчаянии поделился в социальных сетях ВКонтакте и Discord.

«Он был очень ранимый, добрый и доверчивый, мой сын. С осени он был расстроен из-за поведения отца, который перестал с ним общаться. В переписке он поделился с ребятами, что однажды он излил душу на сервере в Discord. Поделился с теми, кого он никогда не видел в живую. И где-то там его и поймали. Зацепили наставники «группы смерти». И я буду до последнего писать и требовать, чтобы это доказали. Я реально смотрю на вещи, я убитая горем мама, кроме сына у меня никого нет, но я убеждена, что моего сына довели до этого шага», − рассказывает женщина.

Загадочные следы

Как и многие другие родители, чьи дети стали жертвами групп смерти, Юлия осталась одна со своей бедой. И, как и многие папы и мамы до нее, начала проводить собственное расследование.

Ноутбук и телефон сына у Юлии изъял следственный комитет для экспертизы. Но она восстановила пароли социальных сетей сына, сим-карту и нашла следы, которые указывают на то, что история далеко не так проста, как кажется.

Во всех устройствах, с которых Дмитрий выходил в интернет, находились программы VPN, которые позволяют скрывать IP адреса и обходить запреты Роскомнадзора для просмотра запрещенного контента. Более того, страницу мальчика ВКонтакте после его гибели кто-то посещал, используя прокси-серверы. А еще остался обрывок странной переписки, где незнакомец откровенно спрашивает Диму, во сколько он решится на последний шаг. И добавляет, что мальчик уже опоздал на час.

Скриншот переписки  Димы с неизвестным накануне самоубийства.
Скриншот переписки Димы с неизвестным накануне самоубийства.

«ВКонтакте сын снял два видео, оба снимал сам. Первое он сам завершил и выложил на стену. Второе начал снимать, телефон сын положил на парапет крыши, советуясь с кем-то и спрашивая: «Наверное я оставлю телефон так?» Видимо тот неизвестный, кто просил снимать видео, дал четкое наставление, что сам суицид должен быть снят. Но телефон упал с парапета и на видео ничего не видно, только слышен жуткий удар Димы о землю. После чего видео снимает еще 2 минуты, заканчивается и появляется у него на стене ВКонтакте. То есть кто-то завершил и выложил видео уже после гибели моего ребенка. Нажали на две кнопки: завершить и поделиться», − предполагает Юлия.

Кто заходил на страницу Димы с использованием прокси-серверов, кто просил снять видео и кто выложил его? Пока следователи никак это не комментируют и не хотят обращать на этот факт внимания, жалуется мама.

Женщина сама обратилась к it-специалистам. Они объяснили, что прокси-серверы используются для запутывания следов. Вычислить тех, кто ими пользовался очень сложно.

На всех устройствах Димы были установлены программы VPN, позволяющие скрывать IP адреса и обходить запреты Роскомнадзора.
На всех устройствах Димы были установлены программы VPN, позволяющие скрывать IP адреса и обходить запреты Роскомнадзора.

За 15 минут до...

За 15 минут до гибели Дима звонил своей подруге и спрашивал, пойдет ли она с ним. Оказывается, ребята планировали вместе уйти из жизни после экзаменов, в мае. Но Дима решил это сделать в сентябре, не дожидаясь окончания 9-го класса. А девочка отказалась. 

«Сын сказал ей: я буду снимать, меня кое-кто попросил, смотри, все увидишь. Об этом она сказала в следственном комитете, но и на это не обратили никакого внимания. На 29 октября опрошены были только несколько человек: я, как потерпевшая, классный руководитель сына, эта девочка и близкий друг Димы. Только спустя месяц были опрошены приятель сына Николай  и его отец, у которых Дима находился в гостях в день гибели. Они последние видели его живым. Я убеждена, что они что-то утаивают от следствия. Николай смотрел в окно, когда мой сын пошел на эту больницу. И писал комментарии в прямом эфире моего сына о том, что у него виснет видео, фотографировал происходящее на свой телефон, выкладывая фотографии в общий чат. Но следствию он говорит, что не знал, куда направился Дима», − делится страшными подробностями женщина.

Все сложно

Юлия очень недовольна тем, как ведется дело ее сына. Одноклассников, учителей, родственников опрашивали только по ходатайствам матери.

«При опросах следователь заменяет слова свидетелей своими словами, подводя все к тому, что это просто самоубийство. Сваливают вину на мое строгое воспитание. Следователь говорит, что у нее нет времени заниматься делом, в котором и так все понятно. Помощник прокурора заявил, что я убитая горем мамаша и все выдумываю. Начальник следственного комитета при личной встрече говорит, что я должна поверить в суицид. Никто ничего не хочет видеть и слышать», − жалуется женщина.

На сегодняшний день следователем было направлено прошение в Волгоград о посмертной психолого-психологической экспертизе. Но многие свидетельские показания, а так же скриншоты переписок Димы  в соцсетях не были приложены к уголовному делу и не переданы, отмечает Юлия. Показания девочки, которой звонил мальчик накануне трагедии, и сообщал, что его просили записать видео, вообще не занесли в протокол.

«Мне пришлось писать ходатайство для повторного опроса девочки и фиксации ее показаний, которое назначено только на 23 ноября. Осмотр страницы моего сына ВКонтакте следователь произвела только 19 ноября, установив ,что в ней ничего нет. Так ничего и не будет спустя два месяца. И с каждым днем все меньше и меньше надежды на то, что сможет что-то сохраниться и восстановиться. Информация на серверах хранится всего 6 месяцев, а это значит, что уже упущено (потеряно без восстановления) целых 2 месяца переписки моего сына. И все меньше шансов найти тех, кто стоит за его гибелью», − констатирует мама погибшего.

Юлия надеется, что помочь в этом деле может отдел «К» МВД России, который как раз занимается делами по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. Но для этого нужен запрос следственного комитета, а в самом СК от мамы мальчика отмахиваются.

Женщина просит надзорные органы разобраться в происходящем. Помочь ей найти людей, которые могли спровоцировать и склонить ее сына на суицидальные действия. Найти тех, кто выложил видео после гибели Димы, кто заходил на страницу Димы через прокси-серверы и, предположительно, подчищал информацию, заметая следы.

Соответствующие обращения уже направлены в Следственный комитет РФ, Генпрокуратуру РФ, а также главам СК и прокуратуры Волгоградской области.

Страшное место

Юлия обращает внимание чиновников, что в центре города 32 года стоит заброшенное здание больницы. Ограждения вокруг него нет. Дом подлежит сносу и находиться вблизи него опасно. Здание уже не в первый раз становится местом трагедии. За две недели до гибели Димы там свел счеты с жизнью 22-летний парень. Здесь и ранее происходили убийства, самоубийства, изнасилования и несчастные случаи. Подростки, рискуя жизнью, поднимаются на верх и снимают видео, гуляют по парапетам. Но администрация города закрывает на это глаза.

«Я не остановлюсь не перед какими препятствиями и буду писать в любые инстанции, стучаться во все двери. Ведь завтра на месте моего сына может оказаться любой другой подросток, зомбированный промывкой мозгов и психики до такого шага, с последним заданием таких групп смерти – снять все это на видео. И никто, даже дети высокопоставленных людей не застрахованы от такого воздействия, подобные случаи уже были. Например дочь Сергея Пестова, который на сегодняшний день является гендиректором интернационального центра спасения детей от киберпреступлений. Ведь это далеко не единичный случай, группы смерти по-прежнему существуют и ищут новых жертв», − предупреждает Юлия.

Недостроенное и заброшенное здание больницы в г. Камышин Волгоградской области.
Недостроенное и заброшенное здание больницы в г. Камышин Волгоградской области.

Их еще можно спасти

Общественная служба новостей обратилась к специалисту по кибербезопасности, эксперту КС НКО Алексею Курочкину с просьбой оценить вероятность причастия к трагедии так называемых «групп смерти».

«Теоретически удаленно телефоном управлять можно. Да, есть программы, которые позволяют скрывать ай-пи адрес, таким образом можно обходить запреты Роскомнадзора на определенный ресурс. Эти программы не указывают, что человек состоял в «группах смерти», но его интересовали какие-то запрещенные вещи или скрыть свое присутствие. Видео, выложенное после гибели мальчика на его странице, требует доступа к его гаджетам. Не обязательно, что видео снималось на телефон как ролик, оно могло стримиться в интернет, его могли снять и выложить», − рассказал специалист.

Алексей Курочкин подчеркнул необходимость контроля над тем, чем занимаются дети в сети интернет. Первое, что нужно сделать − это получить все доступы к социальным сетям детей.

«Иметь пароли и периодически просматривать страницы в соцсетях. Хотя бы раз в неделю. Проверять наличие у ребенка в телефоне программ VPN (виртуальная частная сеть). Если такие программы есть (а их вариантов много), значит, ребенок интересуется чем-то запрещенным. Или делает что-то, что не хочет светить: покупка наркотиков, участие в сектах, формированиях. Неплохо бы установить запись экрана компьютера, программу, которая просто делает скриншоты и незаметно складывает их в отдельную папку. А потом просматривать эту информацию, это позволит понимать, чем ребенок занимается в интернете», − пояснил Алексей Курочкин.

Специалист по кибербезопасности советует родителям не забывать, что в мире множество людей, которым нравится смотреть запрещенный контент и готовых за это платить. Ровно как есть больные индивидуумы, самоутверждающиеся, провоцируя детей на непоправимые поступки.