Привет всем читателям! Большинству любителей кино Гор Вербински известен в первую очередь как режиссер «Пиратов Карибского моря» и ремейка японского хоррора «Звонок». Но есть в карьере Вербински пара фильмов, которые раскрывают режиссера с совершенно другой стороны. К сожалению, эти работы не были оценены большинством зрителей по достоинству, да и кинокритики также восприняли данные фильмы неоднозначно.
Картины эти были сняты Гором в совершенно разных жанрах и с разницей в 13 лет, но каждую из них отличает внимание к деталям и достаточно глубокий смысловой посыл, что, прямо скажем, редко можно увидеть в самых известных фильмах режиссера.
1. Синоптик / The Weather Man (2004)
К съемкам «Синоптика» Гор приступал как раз после успеха первой части «Пиратов», и фанаты знаменитой франшизы наверняка были удивлены, что теперь режиссер взялся снимать самую обычную мелодраму. Действительно, если кратко прочитать описание картины, то можно увидеть достаточно стандартный сюжет о мужчине в состоянии кризиса среднего возраста, который пытается наладить отношения со своей семьей. Все действительно было бы так, если бы не детали, превращающие этот фильм в нечто, находящееся на стыке драмы и комедии и совсем не похожее на банальную одноразовую мелодраму.
История повествует нам о Дэйве Сприце – ведущем прогноза погоды в Чикагской программе новостей. Дэйв действительно преуспел в своей профессии, и теперь он получает предложение занять должность метеоролога в национальном ток-шоу. Герой понимает - если он примет это предложение, его будет ждать совершенно иной уровень заработков и известности. Но для этого Дэйву придется переезжать в Нью-Йорк и еще сильнее отдалиться от своей семьи. С семьей у Дэйва и так полно проблем: сильно болеет отец, жена требует развод, а найти общий язык с детьми становится все сложнее.
Делая ставку на стандартные для всех мелодрам сюжетные конфликты, Вербински таким образом раскрывает зрителю причину морального упадка главного героя, которого уже совсем не радуют даже объективные успехи в карьере.
Дэйв задумывается о бессмысленности своей деятельности – он не пользуется совершенно никаким авторитетом даже у местных жителей, которые искренне считают его работу совершенно ненужной и недоумевают, за что герой получает высокую зарплату. В глубине души этого не понимает и сам Дэйв – сын писателя и лауреата Пулитцеровской премии, он тоже пытается писать роман, но делает это скорее не по зову творчества, а из-за боязни остаться посредственностью в своих глазах и в глазах семьи.
Даже карьерные успехи Дэйв пытается использовать как доказательство своей значимости, впечатлить этим отца и жену, но никакого эффекта это не имеет, а только прибавляет герою проблем и тяжелых мыслей.
Из-за душевных метаний Дэйва постоянно бросает из крайности в крайность: он то чувствует себя абсолютно беспомощным и дезориентированным в жизни, то вдруг бросается контролировать и направлять каждого члена семьи, и, конечно, выглядит от этого еще более нелепо.
К сожалению, качественная постановка, неглупый юмор и отличная игра Николаса Кейджа и Майкла Кейна не помогли фильму окупиться в прокате и завоевать всеобщее признание. Тем не менее, кассовый провал фильма никак не может омрачить отличные режиссерские ходы Гора Вербински и одну из лучших ролей Николаса Кейджа за последние 20 лет.
2. Лекарство от здоровья / A Cure for Wellness (2017)
После прокатной неудачи «Синоптика» Вербински вернулся к съемкам новых частей «Пиратов», и стало понятно, что какое-то неординарное, авторское кино в его исполнении мы увидим еще нескоро. Лишь в 2017 году Гор представил свою новую работу – потрясающий своей эстетикой готический хоррор. Вообще, к созданию этого фильма Гор подходил в ином положении: если перед съемками «Синоптика» к нему только-только пришла настоящая слава, то «Лекарство» было его первой работой после серьезного провала. «Одинокий рейнджер», который должен был стать настоящим хитом наряду с «Пиратами», был встречен холодно и прессой, и зрителями, с трудом окупил собственный бюджет, и теперь ничего особенного от режиссера не ждали.
Практически все действие фильма разворачивается в Швейцарских Альпах, где на территории элитного спа-салона проходит лечение гендиректор крупной финансовой компании. Сотрудники фирмы тщетно пытаются связаться со своим боссом – его присутствие будет необходимо компании в ближайшие дни. Вместо звонка они получают от него странное письмо, из которого становится понятно, что директор находится в неадекватном состоянии. Теперь один из сотрудников фирмы – молодой и циничный карьерист Локхарт – должен лично приехать в санаторий и сопроводить генерального директора в Нью-Йорк.
С этого момента и начинаются основные действия фильма. В этот раз Вербински развивает повествование очень неспешно, картина как бы идет в одном ритме с жизнью всех обитателей этого таинственного спа-санатория, каждый из которых, кажется пребывает в состоянии какого-то меланхоличного спокойствия. Следуя канонам жанра, Локхарт, конечно же, выяснит, что не так с этим оздоровительным центром, и в каком состоянии на самом деле находятся его пациенты.
Фильм полон различными отсылками – по признанию Вербински, вдохновлялся он в первую очередь хоррорами 70-х и «Волшебной горой» Томаса Манна, но также чувствуется влияние произведений Франца Кафки и фильмов о Дракуле и Франкенштейне, снятых в середине 40-х.
Картина не использует приемы стандартных фильмов ужасов, она пугает скорее неизвестностью. По утверждению режиссера, именно этого он и хотел добиться – герой постоянно находится в напряжении и не может понять, почему это место кажется ему таким странным, и вместе с ним ответ на эту загадку пытается получить и сам зритель.
Но и интересный сюжет, и достаточно глубокий, выстроенный на метафорах, смысл меркнут на фоне потрясающей визуальной части фильма. Каждый кадр здесь похож на произведение искусства, и смотреть эту картину стоит хотя бы ради эстетического удовольствия. Даже в самых жутких локациях здесь есть своя, какая-то необъяснимая красота. Последний штрих к этой непередаваемой атмосфере добавляет потрясающий саундтрек от Бенджамина Уоллфиша.
К сожалению, этот неординарный хоррор также был весьма прохладно встречен аудиторией и критиками, да и в прокате все было невесело –фильм с трудом смог отбить хотя бы половину 40-милионного бюджета.
Очередной кассовый провал ставит под сомнение дальнейшие эксперименты Гора с авторским кино. Но, возможно, ему еще удастся снять «серьезный» фильм, который, наконец, получит всеобщее признание и хорошие кассовые сборы.
Спасибо за внимание, смотрите хорошее кино)