Найти тему
Дело Модульбанка

Почему один бизнес запрещают, а другой — нет?

Оглавление

Читатель Сергей А. спрашивает:

Моя жена ходит в солярий, а я считаю, что это вредно и можно заработать рак. В очередной раз мы спорили, и она сказала, что если бы было вредно, уже бы запретили, как те же кальяны. Я задумался: если не запретили, значит, всё в порядке? Почему вообще один бизнес запрещают, другой не запрещают?

Запреты лоббируют организации и бизнес

Сергей! Бизнес запрещают или не запрещают, потому что это кому-то выгодно. Формально в России нет института лоббизма, на деле за законами стоят организации или люди, которые их продвигают.

Лоббировать свои интересы могут общественные и научные организации, профсоюзы, ассоциации и бизнес. Есть даже специальные агентства, которые представляют интересы бизнеса в органах власти.

Возьмем кальяны. Их не запретили совсем, но приравняли к табаку, а значит, курить кальяны в общественных местах, кафе и ресторанах теперь нельзя. Но никто не запрещает ресторану получить лицензию на деятельность с оборудованием места для курения, но сделать это ложнее.

Закон об ограничении кальянов и вейпов могла пролоббировать Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.

Эта служба работала с 2003 по 2016 год, потом была упразднена, а ее задачи взяло на себя Управление по контролю за оборотом наркотиков в структуре МВД.

Служба по контролю за оборотом наркотиков вела жесткую политику, например, в 2003 году проводила рейды против ветеринаров и выступала за запрет кетамина в ветеринарии — недорогой и безопасной для животных анестезии. Позже кетамин в ветеринарии разрешили.

Госнаркоконтроль пытался взять под контроль всё, что только возможно. У службы были большие лоббистские возможности, и кальяны с вейпами просто попали под раздачу.

Алкоголь по ночам запретили не ради людей

Возьмем в качестве еще одного примера запрет продавать алкоголь в ночное время. Люди могут думать, что этот закон направлен на здоровье и благополучие общества: меньше выпивают по ночам, меньше хулиганят, на улицах становится безопаснее. На самом деле закон лоббировали легальные производители алкоголя и, возможно, Минфин и налоговая.

Дело в том, что продажа алкоголя в ночных ларьках и магазинчиках дает возможность проводить нелегальные схемы с неучтенным алкоголем. Деньги и алкоголь шли вне государственного оборота: государство недополучало налоги, а легальные производители — часть прибыли. Это много кого не устраивало, поэтому продажу алкоголя по ночам запретили.

Государственные запреты не всегда связаны с лоббированием внутри страны, иногда власти следуют общемировым трендам, например по вопросам курения сигарет.

В странах Европы и Америки курение давно уже не поддерживается: сформировался тренд против курения, подчеркивается связь между курением и раком. В России это поддерживают, потому что хочется соответствовать лучшим мировым практикам и даже превзойти другие страны.

Некоторые сферы бизнеса просто не интересуют государство

А теперь о том, почему никто не запрещает солярии. Возможно, потому что это слишком узкая и маленькая сфера бизнеса, которая никому не мешает, но и не интересна.

Государство тратит на лечение меланомы — рака кожи — 1,3 млрд рублей в год, это данные 2016 года. При этом за десять лет распространенность меланомы выросла на 52%, а смертность от нее — на 23%.

И несмотря на это, о запрете соляриев или контроле качества оборудования никто не задумывается, поскольку чаще всего в лоббировании законов речь идет не о здоровье людей, скорее об интересах определенных организаций и компаний. Если бы соляриями заинтересовалась серьезная компания, которая бы стремилась монополизировать рынок, вероятно, она бы начала лоббировать принятие ограничений в свою пользу.

В любых запретах государство взвешивает и выбирает что-то среднее между контролем и ограниченной свободой. Важно разом учесть свои интересы, интересы крупных организаций и бизнеса, мировые тренды и общественные настроения. Здоровье тут ни при чём.