Любой иностранец твёрдо знал, что по русским городам разгуливают медведи, которых водят их пьяные хозяева. И эта истина возникла не на пустом месте. Издавна в деревни и города бродячие скоморохи приводили «медвежью потеху» – дрессированных медведей, которые веселили неизбалованную публику. В ХVІІ веке появилась в Сморгони (сейчас это Беларусь) целая медвежья академия, где дрессировали до 10 медведей за «курс обучения». Затем их продавали «медвежьим вожатым», которые странствовали, зарабатывая себе и медведю на пропитание.
Считается, что медвежьи потехи на Руси начались в XV веке, когда Иван III основал зверовой двор при княжьих покоях. Австрийский посол Сигизмунд Герберштейн свидетельствовал, что медведей откармливали в специальных вольерах, а затем выпускали на бой против кого-то из слуг, вооруженных деревянными вилами. Бывало, оружие ломалось, и тогда в рукопашном бою с медведем выживали немногие. Если же случалось ранение, бойцов лечили, награждали одеждами и хлебом.
Наибольшей популярностью пользовались медвежьи «комедии». Выступали на ярмарках, когда и стар и млад бежал на удалой выкрик: «А что, Михаиле Потапыч, потешим честную публику. Покажем ей, кака она есть на самом деле, авось не обидится!» Медведи маршировали с палкой, ползли на брюхе «воровать» горох или репу, показывали, как баба платок повязывает.
Как мишек водили за нос?
Крестьянин, решивший ходить с медведем на заработки, сызмальства приучал его к работе. Полугодовалого медвежонка, купленного у охотников, помещали в клетку и постепенно нагревали ее дно. Медвежата вынуждены были вставать на задние лапы, заранее обутые в лапти, и переступать с ноги на ногу. В это время дрессировщик бил в бубен или играл на балалайке. Через месяц-другой обученных таким образом мишек можно было выводить на заработки.
Водили медведей за продетое в нос кольцо, заманивая на работу подачками. Но нередко обманывали и еды не давали, что породило выражение «водить за нос».
Медведчикам помогали поводчики. Они сопровождали представления присказками, игрой на балалайке. Иногда в выступлении участвовал музыкант, ряженный в козу, которая постоянно задирала мишку, пыталась с ним танцевать или бороться.
В конце выступления ученый медведь обходил зрителей со шляпой. Простой народ обычно клал только продукты: вареные яйца, хлеб, пироги, сало, мясо.
Медведчики поддерживали поверье, что только медведь способен «учуять» черную магию. А потому охотно отправлялись с медведем походить вокруг деревни для очищения полей и обеспечения хорошего урожая, заходили в дом, где болеет скотина, для изгнания злых духов и даже утешали беременных крестьянок, которые верили, что медведь точно знает, кто родится. Женщины угощали косолапых хлебом: если мишка рычал, то это к рождению девочки, а если ел молча, то мальчика.
Медвежьи потехи были официально запрещены высочайшим повелением Александра II в 1866 году с указанием окончательного срока прекращения промысла в 5 лет. Сошла на нет и профессия медведчика, по сути дела, дрессировщика.