Воскресная ноябрьская прогулка подразумевала поход в Сад С.Т. Аксакова, уточек покормить. Ну а что, солнечно, легкий морозец. Но я немного сбилась с пути, не там вышла. Простительно, практически 15 лет не была в родном городе. То, что приезжала раз в год, так тут пока всех увидишь, и время пробегает, не до городских променадов. А тут все совпало, и ограничения по выездам в том числе, все вместе позволило по новой взглянуть на Уфу.
Ну и как обычно, в моей жизни все решает господин случай, ошиблась в остановке, не там свернула, тупанула по навигатору. Но как выясняется - неисповедимы пути господни. И вот наш путь по Новомоствой, через овраг, раньше на улице Спасской-Новомостовой со стороны Большой Успенской (ул. Коммунистической) был переброшен чугунный висячий на цепях мост – его называли «демидовским». Теперь его уже нет. Но вот есть такая железная лестница.
По лестнице из оврага вышли на ул. Октябрьской Революции ровнехонько к храму Спаса. Я на него давно поглядывала из окна автобуса, именно вид храма притянул мое внимание своей архитектурой, но вот как то времени не было целенаправленно прийти, никак не по пути. И вот тут все сложилось. Видимо каждой встрече свое время и место.
Немного вернемся назад во времени:
Улица, на которой стоит церковь, является одной из древнейших в городе. Она выходила из Михайловских ворот Кремля и шла на северо-запад. В свое время первоначальное ее название – Малая Репная (по Репной слободе), затем она называлась Большой Казанской, именно отсюда начиналась дорога из Уфы на Казань, в будущем – Казанский тракт. На этой улице располагались усадьбы и дома уфимской знати, заводчиков: Демидовых, Твердышевых, Мосоловых. Сейчас это ул. Октябрьской революции.
На месте современной Спасской церкви с XVII века существовала деревянная церковь Благовещения Божией Матери . Спасская холодная церковь, как парная к теплой Благовещенской была построена по обету в 1779 году. Но 1 июля 1821 в Уфе случился великий пожар года, в котором сгорели две деревянные церкви (Благовещенская и Спасская). А 30 мая 1824 года на этом месте был заложен новый каменный храм. Спасская церковь строилась по подобию знаменитого Казанского собора в Санкт-Петербурге: в стиле классицизма и в честь победы российского воинства над иноземными захватчиками в 1812 году.
Отличие уфимского храма от петербургского состояло в том, что в Уфе на завершениях обеих дугообразных колоннад, выходивших на красную линию улицы, были воздвигнуты две симметричные колокольни, в первом ярусе одной из них была устроена часовня, в другой – сторожка.
Строительство растянулось на 21 год , т.к велось на пожертвования прихожан и средств было недостаточно. Церковь стала одной из градообразующих архитектурных доминант Уфы; наряду с Воскресенским собором и Александровской церковью – лучшим произведением классического стиля в Уфе. Это была единственная двуколоколенная церковь в городе и уезде. И как характерно для нашей истории, Постановлением Президиума ВЦИК БАССР от 29 декабря 1929 г. Спасская церковь была закрыта. Здание храма было приспособлено сначала под общежитие техникума, потом в нем находилось управление кинофикации БАССР. Были полностью разрушены колокольни и колоннады. В 40-е годы сползла в овраг алтарная апсида. В 1941-м году был снесён подкупольный барабан, произошло практически полное уничтожение редких фресок.
После передачи храма Уфимской епархии Русской православной церкви в 2006 началась реставрация церкви. В настоящее время церковь действующая, здесь проводятся службы. Процесс восстановления исторического здания идет сложно, но, храм восстанавливается. Спасская церковь, является памятником архитектуры и охраняется государством. Сейчас идут реставрационные работы , купол храма очищают от штукатурки, под ней находятся фрески, многие в плачевном состоянии. Восстановлен иконостас, предел.
В церкви никого в этот момент не было. Мама рассматривала иконы, мы поставили пару свечек. Я бы еще минуток 15-20 посидела на лавочке, мне было спокойно. Храм изнутри очень светлый, ощущение что наполнен воздухом. Но вот не дали, подняли и вперед, до уточек.
Так реализовалось мое желание увидеть этот храм. И оно того стоило.