Название статьи может немного смутить, ведь в настоящее время на Красной площади нет трамвайных путей. Но Москва далеко не единственный город планеты, где имеются мавзолеи. Один из них столица одной из самых закрытых стран мира - КНДР или проще Северной Кореи - город Пхеньян. Там расположен Кымсусанский мавзолейный комплекс, где покоится Ким Ир Сен.
В свое время было принято нестандартное решение - осуществлять доставку посетителей к мавзолею трамвайным транспортом.
Для этой цели в 1995 году было построено новое трамвайное депо номер 5 "Кымсусан" и приобретено в Швейцарии 36 трамвайных вагонов 1947-1954 годов выпуска, ранее курсировавших по улицам Цюриха. Трамваи были приобретены двух типов, моторные четырехосные вагоны типа SWS B и прицепные четырехосные вагоны типа Be 4/4 SWS, получившие бортовые номера 201-218 и 101-118 соответственно. Из 36 трамваев было сформировано 18 двухвагонных составов.
С одной стороны решение о приобретении швейцарских вагонов могло бы показаться странным, ведь остальной трамвайный парк Пхеньяна укомплектован чешскими вагонами. С другой стороны именно этот тип подвижного состава имеет оптимальную вместимость, что позволяет регулировать поток посетителей в сам мавзолей.
Стоит отметить еще следующее, что колея основной трамвайной сети города составляет 1435 мм, а линия к мавзолею узкоколейная. Все дело в том, что в Пхеньяне изначально приобрели трамвайные вагоны узкой колеи, а уже потом исходя из типа подвижного состава построили узкоколейную линию. Ширина колеи данной линии составляет 1000 мм.
Линия проходит от станции метрополитена "Самхын" до Кымсусанского мавзолейного комплекса. Ее протяженность составляет 3 км. Узкоколейная линия расположена обособленно от основной трамвайной сети города. По ней работают трамваи четвертого маршрута.
Интерес представляет и организация перевозки паломников на линии. Просто так прийти с улицы и сесть в вагоны данного маршрута невозможно, посадка в трамвай, впрочем как и посещение мавзолея, осуществляется по предварительной записи. При этом в вагонах запрещено стоять, проезд возможен исключительно сидя. На остановках стоят девушки-дежурные в форме, а сама линия тщательно охраняется.
В Северной Корее все отрегулировано до мелочей – посещение мавзолея должно выглядеть как особое и торжественное событие. Трамвай доезжает до конечной остановки и нарядно одетые посетители организованно уходят в сторону мавзолея. Трамвай отправляется назад, а стоящая на платформе девушка в военной форме при этом отдает ему честь.
На указанной линии запрещена фотосъемка, фотографировать трамваи можно лишь с особого разрешения. Насколько мне известно, некоторым туристам из России, Чехии и других стран, неравнодушным к трамваям удалось получить разрешение, а поэтому в сети имеется некоторое количество фотографий с этой нестандартной трамвайной линии.
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала по теме транспорта:
Камаз показал первый готовый сочлененный автобус, аналогично будет выглядеть и сочлененный электробус
Гибрид грузовика и автобуса
Трамвай в селе Молочное — быть или не быть?