Всем добрый вечер!
Совершенно случайно родилась ещё одна тема для статьи. Вроде бы и не собирался никуда, а захотелось выбраться в лес. Посидеть у костра и переночевать в палатке. Разве что время сейчас уже зимнее. По ночам мороз до -10 градусов. Заодно и вспомнилось, что на упомянутом в заголовке спальном мешке -10 значится как температура экстрима. Вот мне и стало интересно, насколько некомфортно будет в этом спальном мешке при температуре -8 -10 градусов.
ВНИМАНИЕ!!! Не повторять! Подобный эксперимент может представлять опасность для здоровья и жизни!
В моём случае не было ни малейшего риска лишь благодаря наличию машины под боком. Что в итоге позволило просто свернуться и уехать раньше времени.
Далее небольшая цитата с сайта компании "Баск" (не реклама, просто понравилась формулировка):
Температура экстрима – наиболее низкая температура, при которой спальный мешок защищает человека от гипотермии (переохлаждения). Обычно эта температура должна обеспечивать 6 часов некомфортного сна, но без снижения температуры тела до опасных показателей. Именно эти данные регулируются в настоящий момент государственными и международными стандартами на спальные мешки, в том числе и европейским EN13537.
Прошу обратить внимание на фразу про "6 часов некомфортного сна". Проще говоря, сначала нужно заснуть. И лишь потом наступят эти самые шесть часов. Про этот момент будет сказано ниже.
А теперь, собственно, переходим к герою нашей статьи.
К плюсам данного спальника можно отнести его размеры и форму. Хоть разум и подсказывает, что "кокон" теплее, но в этом лежать объективно удобнее. Летом мне не раз доводилось ночевать в нём (как в палатке, так и в машине), но тогда даже приходилось частично расстёгивать спальник.
Про вес упаковка нагло лжёт. Достаточно точные китайские весы типа "электронный безмен" показывают примерно 1,6 кг или чуть больше.
Но больше всего смущает разница в температурном режиме. Ну не может быть разница между температурой комфорта и температурой экстрима в целых 20 градусов. Собственно, в чём и убедился лично.
Мне уже доводилось ночевать в палатке при температуре, когда за бортом прохладнее, чем температура комфорта спального мешка . И было это ранней весной в конце апреля - начале мая. Но тогда я хотя бы смог заснуть. Пусть периодически просыпался, но хотя бы как-то отдохнул.
Исходные данные для эксперимента:
- участок соснового леса недалеко от села Большой Вьяс
- машина, на которой я туда приехал
- палатка, спальный мешок, пенка "ижевка" 16 мм, небольшая подушка
- два ящика обрезков пиломатериала с работы (лень было ветки набирать на костёр)
- необходимый минимум еды и термос с горячей водой (пригодился...)
Дорога по грунтовкам особой сложности для моей легковушки не составила. Не говоря уже о том, что этим летом я там уже ходил пешком. Поэтому прекрасно знал, где проехать можно, а где и пытаться не стоит.
На место я приехал уже поздновато, поэтому взятые из гаража "дрова" пригодились. Времени на работу с топором уже не осталось. Быстро поставил палатку и закинул туда пенку, спальный мешок и подушку. Пока сидел у костра прошло примерно два часа. Этого времени хватило, чтобы всё это успело немного "промёрзнуть".
К вечеру температура на градуснике упала уже до -9 градусов. Предположу, что кто-то может сказать, что датчик температуры в автомобиле не самая точная деталь, но лично у меня пока что нареканий к его показаниям нет. Разница между температурой на датчике в автомобиле и данными с того же гисметео обычно отличается не более чем на пару градусов.
Костёр к тому времени успел почти полностью прогореть, да и как-то прохладно уже стало. Поэтому решил переходить к главной части своей задумки - непосредственно ночёвке.
Само собой, я и не ожидал каких-то чудесных результатов. Поэтому в спальный мешок залез в одежде. Не в самой тёплой, но и явно не в летней. Костюм в стиле "а-ля горка" осенний на флисе отлично подходит как ходовая одежда для мороза до -5 градусов, но сидя на месте в нём уже прохладно. Под костюмом самый минимум - трусы, футболка с коротким рукавом, летние + шерстяные носки, тонка шапка. На руках тёплые перчатки. Никакого термобелья, разумеется. В общем, не самое тёплое сочетание.
Вся "ставка" была на сочетание относительно тёплой ходовой одежды в паре со спальным мешком. Но, как выяснилось, ожидаемых результатов данная связка не дала.
Вряд ли я смог бы заснуть в семь часов вечера. На это даже и надежды не было. Предполагалось, что буду валяться и ворочаться с бока на бок часов до десяти или даже одиннадцати. Зато было достаточно времени чтобы прислушаться к своим ощущениям.
Минут через тридцать после начала "эксперимента" поймал себя на мысли, что чувствую холод там, где спальник касается тела. И это был явно не холод от земли. 16ти миллиметровая пенка свою задачу отрабатывала на отлично. Холод чувствовался в верхней части спального мешка. Там, где он касается одежды. Да и ноги, даже с учётом толстых шерстяных носков, явно ощущали сильную прохладу.
Я уже был готов смириться с этой неприятной прохладой, но минут через двадцать начался озноб. Не сказать, что слишком сильный, но сдерживать дрожь получалось с трудом. И это с учётом того, что мой организм достаточно хорошо переносит холод. Терпения мне хватило ещё минут на десять, а потом дрожь периодически переходила в плохо контролируемую.
Если вы помните, в начале статьи я специально попросил обратить внимание на фразу про шесть часов некомфортного сна. Так вот, ни о каком сне в данном случае речи быть и не могло. Даже если отбросить тот факт, что вечером в семь часов заснуть обычно сложно. Когда едва получается сдерживать дрожь в теле заснуть, мягко говоря, сложновато...
Дальше продолжать подобное тестирование желания уже не было. Быстро выбрался наружу и забрался в машину. Несколько минут на прогрев двигателя и отопитель салона уже выдаёт достаточно тёплый воздух. Заодно и термос пригодился. Заварил стакан горячего чая и грелся в тепле как минимум треть часа.
Какие выводы? А никакие. Лично я прописал бы для этого спального мешка температуру экстрима от -2 до 0 С. Потому что при -9 С в одежде какого-то чудесного согревающего эффекта лично я не ощутил. Если брать в целом, то результат ожидаемый. Хоть в душе я и надеялся на лучшее, но чудес не бывает.
Да, можно было попытаться бороться во благо науки до последнего, но какой от этого толк? А никакого. Разве что простыл бы и всё.
Тем не менее, как лёгкий спальный мешок для лета и тёплой осени "Хольстер МЧС" вполне себе сойдёт. При условии, что он путешествует в машине (потому что для рюкзака его объём и вес явно великоваты). Но не более того. Заснуть в нём даже при небольшом морозе вряд ли получится.
Но хотя бы у костра посидеть удалось. Заодно и "поигрался" с режимами съёмки для получения разных эффектов от горящего пламени )).
Архив с фотографиями - скачать с яндекс-диска.
- - - - - - - - - - - - - - -
Всем спасибо за внимание!
На этом пока что всё. Если понравился материал, читайте другие статьи, подписывайтесь и ставьте палец вверх! Канал только начинает свою жизнь и, надеюсь, здесь будет много интересного и полезного!