Из рапорта генерала Головина графу Чернышеву
1840 год. Летом князь Андроников провел масштабную операцию в горах Осетии против племен, занимающихся грабежами. Большинство разбойников перебиты и взяты в плен, многие приведены к присяге на верность Российской империи. Однако около 30 человек скрылись в "дремучих" лесах и это были одни из самых непримиримых людей.
1. "Решился ныне же истребить их"
Местные жители взяли на себя обязательство переловить и истребить разбойников. Однако последние внезапно "напали на деревню Багиант-кари, лежащую в Урджварском ущелье, выгнали оттуда жителей и, пользуясь найденными запасами хлеба и скота, укрепились в оной, под защитой двух каменных башен". К селению Багиант-кари, окруженному глубокими пропастями, вели только две тропинки, непроходимые зимой из-за завалов снега.
В декабре 1840 года генерал Головин, приняв во внимание все обстоятельства, решил: "с наступлением весны разбойники эти могли бы, развеявшись по лесам и вертепам Осетии, составить новые шайки, то я решился ныне же истребить их". В поход отправились подпоручик князь Шаликов, 10 унтер-офицеров, 100 рядовых и 4 музыканта Грузинского гренадерского полка с двумя горными орудиями и 200 грузинских милиционеров Горийского уезда. Общее командование добровольно, не смотря на тяжелую болезнь, взял на себя сам полковник, князь Андроников, имевший огромный опыт ведения войны в горах Осетии. Солдаты получили полушубки, теплые шапки и рукавицы.
Команда шла по глубокому снегу троп, "извивающихся" у "бездонной пропасти", рискуя погибнуть в снежных обвалах. Горные орудия и снаряды несли на руках. К деревне подошли неожиданно.
2. "Успели уйти, бросившись в пропасть со снеговым завалом"
24 декабря 1840 года команда князя Андроникова атаковала Багиант-кари. Разбойники не пошли на соглашение и "с ругательствами и угрозами отвергли предложение о сдаче", укрепившись в башнях.
В рапорте бой описан как "отчаянное сопротивление обрекшихся на смерть злодеев". Солдаты, следуя приказу князя Андроникова, пошли на приступ, укрываясь от ружейных пуль досками и связками из хвороста и соломы. Поэтому они подошли на нужное растояние почти без потерь. Дальше заговорили горные пушки. Вскоре одна из башен была полностью разрушена, а вторая обвалилась до половины.
В ней укрылись несколько разбойников со своими семьями - женами и детьми. Князь Андроников сказал оборонявшимся, что члены их семей могут беспрепятственно выйти. Однако осажденные ответили, что "они давно уже обрекли себя на смерть и назначили эту башню своею могилою; семейства же их пусть лучше погибнут вместе с ними, чем достануться врагам".
Дальнейшее в рапотре описано так: "при отчаянном сопротивлении осажденных, дабы не терять людей, башня предана огню посредством брошенных во внутренность оной гранат и зажженных пучков соломы".
Семеро горцев успели уйти, "бросившись в пропасть вместе со снеговым завалом". Однако пятерых из них, получивших травмы и потерявших оружие, вскоре настигли "по горячим следам". А двух других вскоре поймали жители соседней деревни. Потери команды Андроникова, благодаря правильно организованному штурму, составили трое убитых и 16 раненых (пополам гренадеров и милиционеров).
Читайте: "Бросились с неимоверной яростью, но были подняты на штыки": горная война в Осетии