Найти в Дзене
Дворянская история

Трансполярная магистраль. "Дорога смерти", которую не успел достроить Сталин

Оглавление

Все мы знаем про ключевые железнодорожные пути, которые опясывают нашу страну: Транссибирская магистраль, БАМ, дорогам Москва-Петербург — этим можно и нужно гордиться. Однако в отечественной истории есть и более печальные страницы. Например — трагическая постройка трансполярной магистрали, по которой так и не прошёл ни один поезд.

Что за магистраль

В 1947 году И.В. Сталин принял решении о постройке за северным полярным кругом так называемой Трансполярной железнодорожной магистрали, которая должна была связать города Чум, Салехард и Игарку.

Истинные причины строительства не известны до сих пор. Некоторые утверждают, что полсе Великой Отечественной Сталин испугался возможной блокировки северных портов и хотел закрепиться на Арктике покрепче, другие полагают, что таким образом вождь хотел связать северные шахты с западной частью страны. Однако это не так важно — в любом случае дорогу уже начали строить.

Условия строительства

На строительстве магистрали трудились в большинстве своём вольнорабочие, однако всю "грязную" работу выполняли узники ГУЛАГа. Условия были ужасными: ежедневный паёк на человека — 900 гр. хлеба и стакан горячей воды. Для тех, кто провинился и попал в штрафной изолятор (ШИЗО) — 200 гр. хлеба и всё тот же стакан воды.

Основными проблемами для заключённых были гнус и морозы зимой. Насекомые в болотистой пустоши севера были очень агрессивны — тех, кто пытался сбежать из лагеря, часто выносили на улицу и таким образом убивали. 2-3 часа — и человека нет.

Зиомй проблем было не меньше. Температура опускалась ниже -40 градусов, а работы не останавливалсь ни на секунду.

Маска, которую надевали заключённые, чтобы не обморозиться
Маска, которую надевали заключённые, чтобы не обморозиться

Из интересного — часто мужчины перебрасывали через стенки женского барака банки с семенем, чтобы женщины могли забеременеть и уехать из лагеря.

Почему дорогу не достроили

После смерти Сталина, буквально в течение нескольких дней, работы были приостановлены. Волна амнистий в рамках десталинизации окончательно подорвала структуру ГУЛАГа, и на магистрали стало просто некому работать. В итоге по железной дороге не проехал ни один поезд.

Покидали север спешно — какую-то часть материалов всё-таки успели забрать, но большая часть осталась утопать в болотах. Строительный мусор и бараки заключённых можно найти и по сей день.

А что вы думаете о строительстве магистрали? Стоило ли оно того? Прав ли был Сталин, когда решился на такой проект? Напишите своё мнение в комментариях!
А также не забудьте поставить лайк подписаться на канал!