Красота исторических зданий Твери видна даже сквозь их руины. Удастся ли когда-нибудь вернуть городу былое великолепие?
Теме состояния архитектурного (и шире - культурно-исторического) наследия города только за последний год посвящены сотни статей и телерепортажей в средствах массовой информации и постов в социальных сетях. Журналисты, блогеры и читатели, в сущности, везде пишут одно и то же: все плохо, денег на реставрацию нет, руки у строителей не оттуда растут, желания делать свою работу хорошо тоже нет, а на одном только голом энтузиазме подвижников и общественных ревнителей наследия далеко не уедешь. Поэтому, мол, Тверь обречена потерять все, что выстроили досточтимые предки.
С одной стороны, читая все это, призадумаешься. Все мы видели, в сколь плачевном состоянии находятся ныне сгоревшее здание детской облстной больницы (а в прежние времена - Епархиального женского училища), бывшая химбаза Минобороны (Винные склады), Морозовские казармы, парк «Воксал» (один из старейших парков Твери, в котором когда-то играла музыка), фасады набережной Степана Разина (когда-то — частные владения купцов, промышленников и предпринимателей), Дом ворошиловских стрелков и многое-многое другое. А руины Речного вокзала — фактически памятника в стиле сталинского неоклассицизма, прямо-таки служат наглядным пособием: вот что будет с 800-летним историческим городом Тверь лет через 10 - 20, если, если прямо сейчас, немедленно, не заняться ремонтом.
Но, с другой стороны, и в нашей Тверской области есть живые примеры того, что не все так плохо, как кажется, что даже находясь в самой глубокой яме, можно из нее выбраться, если очень захотеть. Я имею ввиду Торжок. Многие ведь помнят, как плачевно он выглядел к концу 90-х. И на тебе: спустя всего четверть века, город преобразился. Поток туристов вырос в несколько раз, фасады отремонтированы, город стал площадкой для съемок художественных фильмов, в том числе иностранных, а люди начали улыбаться. И ремонтные работы продолжаются: деньги в город продолжают поступать. Там смогли просто потому, что захотели и объединились ради общей цели. Подвижники-общественники, неравнодушные чиновники, деятели науки, искусства и культуры. У всех в обычной (за границами заботы о наследии) есть претензии друг к другу, но тут они просто взяли и объединились.
Вопрос, что же мешать городу Твери во имя спасения его архитектуры последовать примеру Торжка? Или может быть, те, кто выросли и живут в областном центре, просто не способны к объединению?
Ведь ест же, есть и в Твери живые примеры того, как можно добиться поставленной цели (пусть сейчас это всего лишь исключения, подтверждающие правило). Например, Императорский Путевой дворец. Его спасали лет двадцать - несколько поколений руководителей города выбивали деньги отовсюду, где только можно было их найти. Общественники постоянно били тревогу. Критические материалы не сходили со страниц газет, а затем и блогов. И вот - получилось же! Пусть даже Дворцу повезло и нашелся спонсор - Всемирный банк, давший деньги - все равно это ничего не меняет: ведь внимание Всемирного банка к проблеме привлекли именно мы все. Поэтому и получилось.
В общем, надо закатывать рукава и работать вместе — тогда, уже даже может быть лет через 20, Тверь будет не узнать.
Большой фоторепортаж: Оксана РУДЕНКО
Денис КУЗНЕЦОВ
Парк "Воксал":
Речной вокзал:
Дом ворошиловских стрелков:
Бывшая химбаза Минобороны (Винные склады)
Погоревшее здание детской областной больницы (Епархиальное женское училище)