Найти тему
Хочется чего-то

Санитарные нормы, как на МКС, и Telegram-бот, следящий за сбоями: как изнутри устроен завод Яндекс.Лавки

Оглавление

Два года назад у Яндекса появилась собственная фабрика-кухня в Санкт-Петербурге. Изначально здесь производили только наборы с рецептами для сервиса Яндекс.Шеф, но благодаря глобальной модернизации питерская фабрика стала суперсовременным и масштабным комплексом по производству готовых блюд для Яндекс.Лавки.

Рассказываем, какие процессы стоят за едой, которую вы каждый день заказываете на дом или в офис.

-2

Дезинфекция и санитарные нормы

Все сотрудники ежедневно перед сменой проходят обязательный осмотр у врача, который измеряет температуру и уровень кислорода в крови. Попасть в «чистую» зону производства можно только через специальный санпропускник: автоматическая система обрабатывает руки и обувь антибактериальным раствором на основе спирта.

В комплексе особые полимерные полы, они состоят из бетонной подушки толщиной около 20 сантиметров с водоотводами и резинового слоя. Благодаря такой конструкции микробы и плесень не могут скапливаться между полом и стенами — здесь просто нет щелей.

-3

Также на заводе установлена особая система очистки воздуха, аналогичная той, что используется на Международной космической станции. Работает это так: два мощных магнита внутри небольшого металлического контейнера расщепляют любой биоматериал, а на выходе его остатки улавливает фильтр.

Тотальная цифровизация

Все этапы производства контролирует электроника. На заводе применяют две основные системы: приложение Яндекс.Фабрика, которое интегрировано с мобильными устройствами, и Telegram-бот, автоматически формирующий отчёты обо всех этапах работы и предупреждающий о возможных сбоях.

Информация в систему поступает с различных датчиков, которые собирают данные почти обо всех процессах: от качества воздуха до уборки, а также напрямую от сотрудников — у каждого есть своя страница, где можно посмотреть актуальные задачи и отчитаться о ходе их выполнения.

-4

Со склада — на кухню

Всё сырьё, которое используют на производстве, изначально попадает на третий этаж. Здесь проверяют качество поставки и проводят первичную обработку продуктов. Для разных категорий оборудованы отдельные камеры, в которых поддерживается оптимальный температурный режим. Температуру контролируют датчики, которые посылают отчёты Telegram-боту: если система даст сбой, всю партию утилизируют.

Также здесь расположены лаборатория и пункт контроля качества, где проверяют сырьё от поставщиков, а также проводят специальные тесты готовой продукции.

-5

Индукционный казан, гигантский су-вид и робототроны

Самое интересное происходит на втором этаже фабрики — в зоне производства и упаковки. Вся продукция перемещается здесь, как по конвейеру, между тремя помещениями: кулинарным цехом, боксом охлаждения и цехом упаковки.

В кулинарном цехе стоят большие и мощные немецкие пароконвектоматы, есть линия котлов, огромный планетарный миксер и даже индукционный казан, который купили специально, чтобы готовить правильный плов. Также на производстве установлен гигантский немецкий котёл для су-вида.

Когда еда готова, она попадает в камеру шокового охлаждения, где проводит несколько часов, а оттуда — прямиком в цех сборки. Здесь блюда собирают в соответствии с рецептурными картами и укладывают в фирменные круглые лотки, которые по конвейеру попадают в упаковочную машину. Она запаивает контейнеры прозрачной плёнкой и удаляет из них воздух.

-6

В зале сборки также расположены два робототрона: один дозирует соусы, другой фасует сыпучие продукты, автоматически отмеряя и упаковывая в пластик по 5 граммов орехов, семечек, сухариков для салатов и других добавок.

На финальном этапе на лотки наклеивают этикетки, после чего сборщики распределяют их по коробкам, в которых они уже отправляются в отделения Яндекс.Лавки или в распределительные центры в Москве и Нижнем Новгороде.

Работа с персоналом и программа для слабослышащих

Вы могли подумать, что из-за глобальной автоматизации многие сотрудники лишились своей работы, но это не так! Наоборот, численность персонала фабрики за последний год выросла в несколько раз. Это связано с ростом спроса на доставку готовой продукции в период карантина и расширением географии сервиса.

-7

Чтобы упростить процесс обучения, даже придумали специальную систему видеоуроков и простых гайдов, которые рассылают на мобильные устройства. Это особенно удобно для слабослышащих сотрудников, которых принимают на работу в рамках специальной программы: есть видеокурсы с субтитрами для обучения сборке блюд.

Все продукты и блюда Яндекс.Лавки проходят качественный и поэтапный контроль, чтобы вы могли насладиться вкусным и безопасным обедом или ужином. Проверьте сами: скачайте приложение, выберите любую еду, и мы быстро доставим её прямо к вашей двери.