Найти в Дзене
Hard Rock

Ретроспектива. BLACK SABBATH (1971)

vk.com/hardrock_hmr

Третий альбом BLACK SABBATH знаменателен тем, что его можно назвать "отцом стоунер-рока". По крайней мере, он стал первым в жанре. Как известно, эта музыка отличается увесистым, густым звучанием, покрытым сочным жиром перегруза, и темпом, который варьируется от среднего до очень медленного.

А случилось это, как водится, случайно. Несколькими годами ранее ТОНИ АЙОМИ повредил руку, когда работал на заводе, это уже давно известная история. И игра на гитаре давалась ему не так легко, как хотелось бы. Поэтому в нескольких песнях при записи третьего альбома он спустил струны, чтобы смягчить натяжение и ослабить нагрузку на травмированные пальцы. Соответственно, то же повторил басист ГИЗЕР БАТЛЕР. В результате и получился такой низкий вязкий саунд, который пришелся по душе очень многим фанатам и заложил основу для формирования целого жанра.

Помимо жанровых отличий, стоунер также является, так сказать, "музыкой укурков", если выражаться грубо. Но это выражение максимально точно, недаром жанр и получил такое название — от слова stoned, то есть "под кайфом". Помните у Моррисона в "Американской мечте" — Stoned Immaculate? Вот, это о том. Вязкий неспешный рок как нельзя лучше подходит к такому состоянию, и не удивительно, что эта музыка сформировалась именно в тот момент, когда ОЗЗИ, ТОНИ, ГИЗЕР и БИЛЛ активно шмалили марихуану. Звуковой эффект, открывающий альбом, — это настоящий марихуановый кашель ТОНИ АЙОМИ, который записали и вставили в начало альбома. Так сказать, сделали этаким символическим вступлением к музыке, лучше иного воспринимаемой к соответствующем состоянии.

Но не этим одним фактом значима пластинка. Песни здесь и без стоунерного саунда весьма хороши. Думается, сыграй их группа в прежнем формате, диск стал бы не менее интересным и хитовым, поскольку мастерство не пропьешь, хоть они и пытались. Хотя сами музыканты говорили, будто считали себя к тому моменту уже не в силах, выдохлись и не чувствовали в себе энергии, однако сложно поверить, что этот альбом в самом деле получился случайно. Если бы группа продолжила идти по "параноидальной" дорожке, то MASTER OF REALITY, скорее всего, оказался бы его близняхой, за что получил бы порцию критики. Но вряд ли оказался бы в числе худших работ. И заодно вряд ли запустил бы целое направление. Утяжеление звука, чтобы ослабить нагрузку на травмированные пальцы, сделало пластинку знаковой работой.

А еще здесь ТОНИ проявил себя не только в качестве гитариста, но и флейтиста — в Solitude он сыграл на блок-флейте. Недолгое участие в JETHRO TULL дало свои плоды.

Recorded: February-April 1971 at Island Studios, UK
Released: July 21st, 1971
Label: Vertigo
Producer: Rodger Bain