Найти тему
(не)детское искусство

Странствия квадрата, жизнь треугольника и другие зеркальные артефакты Франциско Инфанте

Привет всем читателям канала proстранное искусство!

В сегодняшнем выпуске - художник, который считает, что лучшее изображение природы - ее отражение в зеркале. Фотографии "артефактов" Франциско Инфанте похожи на снимки из параллельной вселенной. И всё же они - о нашей с вами реальности.

Артефакт из серии "Добавления", 1983. VLADEY
Артефакт из серии "Добавления", 1983. VLADEY
  • Франциско Инфанте - Арана родился 77 лет назад в Саратове, в семье политического эмигранта из Испании. Отец умер, когда мальчик был совсем маленьким, так что детство Инфанте провел с матерью в Москве, живя то ли в бараках, то ли еще хуже - в землянках в районе Проспекта Мира. В одном из интервью художник говорил, что природа вокруг была изумительна, но вот землянки с крысами, насекомыми и прочими радостями жизни совсем не были похожи на картинку счастливого детства.
-2
  • Живой интерес и любовь к природе зародился в Инфанте именно тогда, и до сих пор именно природа - его главное вдохновение. Исходя из концепции художника, даже мир технологий - это вторая природа, а природа - это божественный мир.
Артефакты из серии "Странствия квадрата"
Артефакты из серии "Странствия квадрата"
  • Начинал Инфанте как кинетический художник, однако довольно скоро стал известен в России и по всему миру как основоположник советского лэнд-арта. Его инсталляции на лоне природы называются артефакты, поскольку отражают то, что, с одной стороны, не может существовать в реальности, а с другой так идеально вписывается в нее и отражает ее суть, что вопросов практически не возникает.
  • Франциско Инфанте работает в дуэте с любимой супругой, Нонной Горюновой. Все инсталляции они создают вместе и презентуют - вместе. Художник говорит, что пытаться разделить, кто что делает, и кто за что отвечает в их творческом и любовном союзе - удел закомплексованных людей. Его позиция - единство, поскольку все прочее, по мнению мастера, лишь рождает глубокие трещины в отношениях.
-4
  • Основа артефактов Франциско Инфанте - это зеркала в разнообразных геометрических формах, которые помещаются в различные природные ландшафты абсолютно в любое время года. Так вы можете увидеть странствия квадрата по пустыням и полям, по зимним лесам и теплым морям, по лугам с сочной зеленой травой.
-5

Треугольник бродит по Земле и вписывается в различные ландшафты в попытках обрести себя. И выглядит это настолько естественно, что в одном из отражений так и хочется увидеть свое.

Артефакты из серии "Подобия", 1992. VLADEY
Артефакты из серии "Подобия", 1992. VLADEY
  • В юности Инфанте вдохновлялся Пикассо, Поллоком, Малевичем. Во многих его работах произведения классиков преобразуются во что-то абсолютно новое, переосмысливаются идеи модернизма, обнуления искусства. Вот здесь, например, Инфанте вписал в звёздное небо супрематические фигуры Малевича.
-7
  • Необъятный Космос, природное, а затем и библейское противопоставление Неба и Земли, примат природы над человеком, вопреки всем нашим стараниям - вот что интересует и по-хорошему беспокоит Инфанте. С Небом у него, кстати, связана своя, личная история. Он рассказывал, что однажды в детстве видел Богоматерь, сидящую за столом в его доме. Она была похожа на его маму, но та была в тот момент рядом: мыла посуду и общалась с подругой. Сколько продлилось это видение - художник не помнит. Но, очевидно, этот образ впечатался в его сознание.
 Артефакты из серии Театр Неба и Земли, 1986.  VLADEY
Артефакты из серии Театр Неба и Земли, 1986. VLADEY
  • Франциско Инфанте выступает за постоянное саморазвитие, работу над собой. Он уверен, что эта работа должна продолжаться на протяжение всей жизни, ведь человек, это "не только то, что родилось от мамы с папой, это еще и какие-то свои собственные усилия, стремления к духовности" (интервью Инфанте для фонда "Устная история").
  • При этом духовность, по мнению Инфанте, не требует каких-то особых обсуждений. Для него это понятие глубоко интимное. Так же, как и вопрос вдохновения: он убежден, что черпать его можно где угодно, не только в местах возвышенных и глубоко культурных, но и буквально под ногами. И это не делает вас менее умным и духовным человеком:
"Нет назначенного места и времени, когда в тебе может произойти что-то важное. Ты можешь получить вдохновение, читая Шекспира, а можешь - от грязной тряпки на асфальте". (интервью Инфанте для фонда "Устная история").
-9
  • Почему же природу уже нельзя изобразить так, как это делали мастера XIX-XX веков? Инфанте говорит, что изменилась сама природа: синтетические, накачанные химией овощи и фрукты, экологические проблемы. Слишком сильно человеческое присутствие. Даже воду, смеется художник, теперь можно пить только из бутылок. Если бы это сказали Левитану - он бы не поверил!
Артефакты из серии "Два света", 1998. VLADEY
Артефакты из серии "Два света", 1998. VLADEY

Спасибо что дочитали!

-11