Свадебные обряды жителей Олонецкого края во многом оригинальны и отличаются от обрядов, употребляемых в других местах.
Главные действующие лица на свадьбе: тысяцкий, которым большею частью бывает крестный отец жениха, клетник, который, охраняя свадьбы от порчи, ночью разъезжает вокруг дома, где спят молодые; постельная проводница – со стороны невесты; дружки, сват и две, или три брюдги – со стороны жениха. Прочие лица, присутствующие на свадьбе, называются поезжанами.
Сватовство начинается тем, что молодой парень, наскучив одинокою жизнью, падает в ноги отцу и матери: желанные родители, говорит он, отпустите меня на чужую чужбину, я достану себе молодую красную девицу. Желанные родители отвечают. «Иди с Богом, дитятко, иди роженое!» Молодец идет, сзывает друзей своих и родных, и отправляется туда, где есть девица на примете. Прибыв к ее дому, они стучат в окно и спрашивают можно ли войти? Оттуда отвечают. «Милости просим». Отец и мать девушки приглашают гостей садиться, те отказываются. – «Нам некогда: мы пришли за добрым делом, за сватовством» Начинается потчивание яичницей и пряжеными пирогами, и уговариваются, когда должен быть приказ, или отказ.
В день приказа просватанная невеста со слезами подходит к гостям и собирает деньги. Потом накрывают ее фатою и объявляют присутствующим, что сегодня порученье (обрученье), а тогда то будет свадьба. Объявление приказа сопровождается рукобитьем и благословением, при чем сват бьет по рукам (захватив полу своей сибирки) со всеми мужчинами, родными невесты. При этом поются особенные на этот случай песни. Утром, на другой день, по приезде жениха, невеста начинает рыдать, припевая:
- Ты скажи-ка чужой чужбинин!
- Уж где ты меня повысмотрел и т.д.
В продолжении этого плача сват бьет в воронец (доску, привешанную к перекладине потолка), приговаривая: «ну сватьюшки, поворачивайтесь, подавайте невесту, жених скучает.» Тут подводят невесту, накрытую фатой: дают ей поднос с вином, и она начинает потчевать всех. Каждый должен одарить невесту деньгами. Вслед за невестой ходят проводница и плакальщица, которая беспрестанно плачет. Жених дарит невесте различные вещи, между прочим и башками, но она бросает их, припевая:
- Не дари-ка, чужой чужбинин!
- Ты нищенскими подарками; и т.д.
Между тем, дружки снимают с невесты фату концами плети. После сговора на вечеринку собирается вся родня жениха и невесты. Тут опять дарят друг друга. Наконец все садятся за стол. Приходит невеста, покрытая фатой, она ставит на стол поднос; жених берет рюмку вина, невеста тоже. Жених старается влить вина из своей рюмки в рюмку невесты, и если успеет это сделать, то зрители приветствуют его громким криком. После того невеста оборачивается к жениху. «Сколько я ни ломайся, поет она, а уж видно надобно подойти к кругу молодецкому и снять фату алую. Не помни же чужой чужбинин, ни лихой моей лихости, ни грубой моей грубости;
- Ты гляди, чужой чужбинин,
- Господин души, отецкой сын,
- Мне прямо, во белы очи.
- Я девушка не корыстная.
- Тебе брать чтобы не каяться,
- Мне бы жить, чтобы не плакаться
- На чужой дальней сторонушке!
Тут все поезжане с жениховой стороны вскакивают из за стола и кричат: «наша взяла! Наша взяла! Покорилась!» Снова идет потчевание, и невеста обращаясь к своим родителям, поет предлинную прощальную песнь. Она представляет себя сидящею в своей светлице. Шила она волю золотом, обшивала чистым серебром, и смотрела из косящатого окна на Онежское озеро. Вдруг, откуда ни возьмись-
- Летят птицы заморския.
- Соловей птица свистущая.
- Орел птица говорящая.
Соловей посвистывает, орел выговариванием , возвещают ее судьбу. Приехал злодей – сват и начал, в мертву голову, поить желанных родителей:
- Пропились да промоталися
- Желанные мои родители,
- Пропили мою головушку!
Но уж видно, продолжает девушка, я надобна желанным родителям
- Своим долгим девичеством
- Глупым малым ребячеством.
- И вот почему они меня пропили, вот за что.
- Изживают меня бедную,
- Будто ворога из города,
- Люта зверя из темна леса.
Погоди ж родимая матушка, продолжает невеста, проучу я и я тебя! Спохватишься, да будет поздно, захочешь, чтоб я к тебе приехала, но
- Осенью да – бездорожьице,
- А весною да – безпольице,
- Летом – летние заботушки,
- Зимой – зимушка студеная.
После вечеринки, на другой день, перед венцом, дружки приглашают обе родни на княжой стол. Жених отправляется в церковь, один из дружек подает ему кремень и огниво. Дружек обертывают полотном, а жениха – сеткою. В то же время девки припевая, одевают невесту. Когда невеста совсем готова, крестный отец сажает ее на квашню. В это время приезжают за невестою сваха и дружки. Сваха начинает расплетать косу и поет при этом особую песню; потом берет невесту за руку; а та уцепляется за стол и тащит его до порога. Это делается для того, чтобы и сестры невестины вышли поскорее замуж. После венца, молодых провожают в дом жениха, переодевают невесту в платье молодухи, и выводят перед всех; тогда, обыкновенно, присутствующие кричат: хороша, молода! Потом садятся за княжий стол. Во время обеда один из дружек привозит к новобрачному приданое его жены.
На следующее утро постельная проводница будит молодых, и потом ведет их в баню, которую истапливают дружки; и во время этого шествия бьют в сковороды, стреляют из ружей, бьют горшки, пляшут и поют песни: молодые в бане моются вместе.
После бани, у молодого бывает стол. Через несколько дней отец новобрачной дает обед, называемый хлебинами. Потом обед у молодого, так называемый отворотинный стол. Наконец, каждый из участвующих в свадьбе делает или обед, или вечеринку для молодых.
Источник: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. Т. 2, ч. 2 : Олонецкая губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Циммерман]. - 1853. - [6], 130 с., [5] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Олонецкой губернии.