Найти в Дзене

Обойдемся без дичи?

Оглавление

Еще пару столетий назад в рационе белорусов присутствовало мясо диких животных, а охота на них была настоящим культом, которому посвящали произведения такие писатели, как Микола Гусовский. А легко ли сейчас в наших магазинах отыскать оленину, лосятину и мясо косули?

Охотники уносят мясо с собой

Для начала разберемся, сколько вообще добывают мяса дичи каждый год. По данным Министерства лесного хозяйства, в 2019-м во время охоты добыто почти 7 тыс. особей лося, чуть больше 2,5 тыс. оленей и 15,7 тыс. косуль. Для сравнения: еще пять лет назад эти цифры были практически в два раза меньше. Почему? Диких животных за это время стало больше, соответственно, и количество разрешений на охоту увеличилось. Куда же девается это мясо?

-2

Начальник отдела охотничьего хозяйства Минлесхоза Александр Козорез говорит, что, как правило, охотники распоряжаются трофеями на свое усмотрение:

– Одни разделывают тушу и распродают знакомым либо замораживают. Другие отдают в мясоперерабатывающий цех, чтобы им сделали тушенку или колбасу, которые потом чаще всего тоже продают. Например, в свое время заказник «Налибокский» работал по такой схеме очень рентабельно. Но в целом сейчас на переработку идет не больше 15% от разрешенной добычи.

Белорусских консервов нет

Выходит, если ты сам не охотник или не имеешь такового среди знакомых, шансы полакомиться дичью малы? Давайте изучим ассортимент магазинов крупных торговых сетей в столице. Увы, свежей дичи здесь нет вовсе. Вся обнаруженная консервация – исключительно российского производства. Есть тушенка из лося, оленя, косули и даже дикого кабана! Стоит 250-граммовая баночка – от Br9,99 до Br20. Самая дорогая консерва – из косули.

В интернете найти дичь проще. В одном магазине, специализирующемся на экологически чистых продуктах, есть деликатесы из оленя и лося. Это преимущественно колбасы с добавлением свинины в пропорции 60 на 40 или 70 на 30. Килограмм такого деликатеса с олениной стоит Br55, с лосятиной – Br47, а за кило вяленой вырезки лося с коньяком просят Br59.

-3

Еще одна торговая интернет-площадка может похвастаться широким ассортиментом продукции из дичи: сушеное, тушеное и томленое мясо, различные колбасы, полуфабрикаты, паштеты… Но все это – опять же российское. Ценовой диапазон – от Br7 за паштеты до Br113 за бастурму из медведя. Также здесь продают охлажденную разделку лося, оленя, косули и бобра. Килограмм оленины – от Br18 до Br96 в зависимости от части, лосятины – от Br17 до Br64, косули – от Br16 до Br104, бобра – от Br12 до Br40.

– Охлажденное мясо покупаем у белорусских охотников, которые оформились как индивидуальные предприниматели. Поставки нам делают по мере добычи дичи. Разделка туши, все ветеринарные проверки и упаковка остаются за ними. С физическими лицами, которые предлагают приобрести тушу, мы не работаем. Нам важно, чтобы клиент получил мясо, качество которого подтверждено всеми необходимыми сертификатами, – рассказывает специалист по продажам интернет-магазина Наталья.

Она отмечает, что деликатесы из дичи белорусы берут обычно в качестве подарка или на пробу. Рестораны покупают оленину и лосятину, чтобы приготовить какое-нибудь аутентичное блюдо.

– У покупателей популярностью пользуются фарши и колбасы, а также мясо косули. Его уже практически все распродали. В обозримом будущем будем расширять линейку продукции из дичи – интерес к ней есть. Считаю, это перспективный рынок, – говорит Наталья.

-4

Скоро – во всех супермаркетах?

Почему найти мясо белорусских диких животных на прилавках так сложно? Начальник отдела охотничьего хозяйства Минлесхоза Александр Козорез объясняет это следующими факторами:

– Во-первых, у нас охота реализуется как услуга: юридические лица арендуют угодья, к ним приезжают охотники, которые добывают животное и забирают тушу. В Европе же охотники арендуют угодья без помощи посредников, поэтому, чтобы покрыть затраты, продают мясо. Спрос на дичь большой, так как это экологически чистый продукт, а на Западе это в тренде. Во-вторых, у нас охотничьи хозяйства редко занимаются отстрелом, а то, что добывают, продают в рестораны и агроусадьбы.

Однако скоро ситуация на рынке может кардинальным образом измениться.

– Сейчас у нас в стране около 50 тысяч охотников, но с каждым годом их становится меньше по различным причинам, в том числе из-за высоких цен на разрешения. Например, за добычу одного взрослого оленя нужно заплатить от Br400 до Br1000, за лося – от Br400 до Br700, за косулю – от Br100 до Br200. А поскольку самой дичи в лесах становится больше, то мы будем вынуждены сами отстреливать ее, чтобы удерживать популяцию на должном уровне.

При этом стоимость мяса не будет такой высокой, как сейчас. Охотхозяйства не несут больших затрат. По сути, им нужно только добыть животное, разделать и оплатить ветеринарный контроль.

– Цена складывается так: например, за разрешение на добычу одного оленя, с которого можно получить 70 килограммов мяса на кости, охотник платит Br700. Вот учитывая эти цифры, и рассчитывается стоимость. Понятно, что вырезка и органы будут проданы по разным ценам. Но в целом дичь получается чуть дороже говядины. Исходя из моего опыта, за такие деньги она будет влет расходиться. Поэтому перспективы есть. Думаю, вполне скоро дичь может появиться на прилавках обычных супермаркетов, – подытожил Александр Козорез.

Вадим БАННЫЙ

____________________________________

Благодарим вас за внимание к нашему изданию.

Будем рады видеть вас подписчиком канала "7дней" (Беларусь).

Делитесь нашими публикациями в соцсетях, комментируйте материалы или поставьте лайк.

Мы работаем для вас, наши дорогие читатели!