Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: FATES WARNING - Long Day Good Night (2020)

(Автор: Николай Чувиков)

При написании новых песен прог-металлисты обычно исходят из двух базовых подходов - одни обычно концентрируются на сложности композиционных конструкций и инструментальном мастерстве, в то время как другие берут за основу мелодию - а потом уже пляшут от неё. Однако есть ещё и третья категория групп - которые варьируют свой подход не только в формате всего своего творчества, но и в формате одного альбома. Ярким примером такого подхода является Fates Warning, которые всегда то подавались в самые непонятные и закрученные прогрессивные дебри, то внезапно трансформировались в форменных мелодик-металлистов, используя прог лишь в качестве фона. Только вот обычно они варьировали свой подход от альбома к альбому (к первой категории можно отнести "A Pleasant Shade Of Grey", а ко второй - "FWX"), а вот на новеньком "Long Day Good Night" они внезапно решили намешать всего и сразу.

К примеру, открывающая “The Destination Onward” вполне могла бы стать одним из выразительных номеров на замечательном альбоме "Disconnected" - её тягучая и атмосферная мелодия нагнетает чувство волнения и тревоги, а когда мелодия наконец-то раскочегаривается, и в звуковой рисунок вступает вся группа сразу, то нас приветствует прогрессивный метал самого высшего уровня. Роскошные и сложные мелодии, отличные гитарные партии с цепкими и техничными риффами, прекрасный внушительный вокал и мудрёная ритм-секция - не будем забывать, что Fates Warning являются одними из основателей жанра, а потому уровень их профессионализма не подлежит сомнению. Однако вместе с этим на альбоме есть целая россыпь простых и прямолинейных треков, которые можно даже охарактеризовать как хард-рок. Некоторые интернет-критики даже использовали описание "AOR", но я бы не стал заходить так далеко - всё-таки сравнивать Fates Warning c Journey и Boston как-то не хочется. Но да: “Now Comes The Rain” и “Under The Sun” вполне могут огорошить обожателей многоэтажной музыки своей навязчивой простотой. Однако Fates Warning это сходит с рук - музыканты умеют писать действительно волнующие и проникновенные мелодии, и здесь они также попадают в самое яблочко. Если уж так говорить, то спокойные и вдумчивые номера “When The Snow Falls” и “The Last Song” ("Последняя песня"... надеюсь, не карьеры...) вообще являются одними из самых ярких моментов на альбоме.

Так что проблема здесь заключается не в том, что примерно половину треков на "Long Day Good Night" можно отнести к прогрессивному металлу, а в том, что все вышеупомянутые песни достаточно плохо соотносятся с более сложными треками. То есть альбом не производит впечатление цельного творения, а кажется своеобразным песенным набором без какой-либо особой стилистической концепции. Опять же, это не так плохо, если вы любите разнообразие, но лично для меня такой разнобой делает пластинку менее весомой и более рандомной что ли...

Наверное, музыкантов можно понять... прошлый их альбом, "Theories Of Flight", вышел ещё в 2016 году, и за это время они определённо смогли накопить изрядный песенный багаж, так что хотелось излить на слушателя всё и сразу, но ведь нужно же и меру тоже знать. Альбом длится 76 минут, и при всей этой песенной несвязности он кажется слишком перетянутым. Благо, что большинство этих самых песен оказываются просто замечательными - особенно если слушать их отдельно, вне микрокосма "Long Day Good Night".

“The Longest Shadow Of The Day” фактически является подведением итогов всего того, что было сделано музыкантами в формате прогрессивного металла за всё время существования группы. Причём, естественно, я говорю не о том прогрессиве, что получил распространение в наше время и делает больший упор именно на безумное и высококлассное, но абсолютно бесчувственное и пустое мастерство инструментального исполнения (djent и Progressive Death - я смотрю на вас), а о том, что зародился в восьмидесятые и уже несколько десятков лет радует нас значимыми и грандиозными песнями, которые впитывают в себя всё лучшее, что было создано в роке за всё время. Многосоставная структура, проникновенные соло, внушительная мелодика, неожиданные смены настроения и ритма - за это всё я люблю Fates Warning всей душой, и всё это есть здесь - в одной-единственной роскошной песне.

“Shuttered World” оказывается немного попроще по звучанию и структуре, но местные гитарные партии буквально перетягивают на себя всё внимание. Это, предположительно, самый тяжёлый трек на альбоме и он порадует сердце любого почитателя прогрессивного метала. “The Way Home” тоже неплоха, но она является одной из тех песен, что раскрывается перед слушателем не сразу, а при повторных и более внимательных прослушиваниях.

В итоге "Long Day Good Night" оказывается очень разнообразной и непредсказуемой работой, что может восприниматься слушателями и как значительный минус, и как повод к более внимательному изучению песенного материала. Лично я стараюсь быть оптимистом, а потому могу сказать, что я ценю разномастный подход музыкантов, но невооружённым взглядом видно, что альбом записывался без единой концепции в голове, а потому может показаться каким-то несостыкованным и даже случайным. Но Fates Warning определённо выигрывают за счёт своего песенного мастерства и умения увлечь и удивить слушателя.