33,5K подписчиков

Башенный истребитель от Rheinmetall

2K прочитали

Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette, истребитель танков от Rheinmetall, созданный на базе легкого танка Leichttraktor (Rh)

Эволюция немецкой бронетанковой техники шла весьма необычными путями. У нас, например, очень любят устраивать долгие и бесполезные споры на тему того, почему из легкого, вроде как, танка БТ получился, в итоге, Т-34. Приводя при этом, в качестве аргументов, боевую массу и калибр оружия. Спешу огорчить, но у всех, без исключения, стран, средние танки стали результатом эволюции машин легкого типа, причем местами эволюция кажется не столь и очевидной. Когда смотришь на немецкий средний танк Großtraktor, который должен был иметь боевую массу 16 тонн, и легкий танк Leichttraktor, чья боевая масса должна была составить 6 тонн, трудно поверить, что в итоге получились, соответственно, Pz.Kpfw.IV и Pz.Kpfw.III. Боевые машины, примерно равные по габаритам и массе. Тем не менее, медицинский факт. Иногда эволюция проходит совсем не так, как это предполагается.

Опытный образец Rh L.Tr. Sfl., 11 сентября 1930 года. Такую же конфигурацию шасси, к тому моменту, получил L.Tr.(Rh) на ТЕКО.
Опытный образец Rh L.Tr. Sfl., 11 сентября 1930 года. Такую же конфигурацию шасси, к тому моменту, получил L.Tr.(Rh) на ТЕКО.

Не менее экзотично развивалась и самоходная артиллерия. У немцев появилась она еще в годы Первой мировой войны, правда, гусеничные образцы были единичны, а основу составляли зенитные орудия на шасси грузовиков. Более интересно, что именно немцы, во второй половине 20-х годов, первыми стали разрабатывать специализированные истребители танков. Впрочем, если кто-то мысленно начинает рисовать в голове картину высокотехнологичной боевой машины, то он это делает абсолютно зря. Поначалу, конечно, шло бурное обсуждение насчет шасси, но по итогу Rheinmetall-Borsig создала конструкцию, которая уж точно не назовешь вундерваффе. Был взят коммерческий трактор Hanomag WD Z 25, его моторное отделение обшили броней, а в отделение управление поставили, на тумбе, 37-мм противотанковую пушку 3,7 cm Tak. Расчет защищал развитый орудийный щит. У обычного-то трактора данного типа скорость не превышала 6 с небольшим км/ч, а тут еще и броня, да боекомплект, да орудие. Естественно, никакого глубинного смысла в машине, которая еще и получилась весьма высокой, не имелось. Буксируемая версия 3,7 cm Tak выиграла со счетом 1:0.

Истребитель танков был больше похож на танк.
Истребитель танков был больше похож на танк.

Это был, впрочем, только первый раунд. В Управлении вооружений сухопутных сил были уверены, что механизация 3,7 cm Tak является приоритетной задачей. Посему в октябре 1927 года концерн Krupp получил задание на создание специального шасси. Первоначально оно называлось Motorlafette, но более известно оно как L.S.K. (leichte Selbstfahrkanone, то есть легкая самоходная пушка). Предназначалось оно для установки либо 75-мм пехотного орудия, либо 3,7 cm Tak. Машину построили, испытали, долго мучились, но ни одно из орудий так и не поставили, а сама разработка была закрыта в 1933 году. Насколько там поучаствовал Генрих Книпкамп, который с 1926 года работал в 6-м отделе Департамента Вооружений, неизвестно, но ряд деталей явно говорит о том, что без него не обошлось. Не просто так на L.S.K. поставили резинотканевые гусеничные ленты с металлическими подушками, да и конструкция подвески что-то сильно напоминала. Да и судьбы была здорово похожа: вскоре после начала испытаний Krupp был вынужден забрать машину и переделывать подвеску, а резинотканевые гусеничные ленты заменили на цельнометаллические траки. Такие мучения прошли все танки и САУ, которые создавались немцами в тот момент, что несколько намекает, кто автор данного решения.

С точки зрения шасси танк и САУ на его базе были одинаковы. При этом часть изменений, первым делом, отрабатывали на Rh L.Tr. Sfl..
С точки зрения шасси танк и САУ на его базе были одинаковы. При этом часть изменений, первым делом, отрабатывали на Rh L.Tr. Sfl..

Между тем, уже в 1928 году Motorlafette был не одинок. Начиная с марта 1928 года в переписке появляется легкий танк, изначально называвшийся Kleintraktor (малый трактор). Согласно исходным спецификациям, Kleintraktor должен был иметь 37-мм пушку, 2 человека экипажа и максимальную скорость около 40 км/ч. С самого начала рассматривался ряд характерных компонентов вроде резинотканевых гусеничных лент, которые немцы подрезали у французов (а конкретно у Адольфа Кегресса). Впрочем, очень быстро выяснилось, что 60-сильного мотора явно маловато. Посему было решено ставить более мощный мотор, а 26 мая 1928 обозначение сменилось на Leichttraktor(легкий трактор). Боевая масса составила 6 тонн, экипаж вырос до 4 человек, по итогам баталий было решено использовать 100-сильный мотор Daimler. Окончательно спецификация на Leichttraktor сформировалась 28 июля 1928 года. Изначально проработкой концепции танка занимались на Krupp, но уже в мая 1928 года стало ясно - будет конкурс. Дополнительно, по 2 танка, должны были строить Rheinmetall-Borsig и Daimler-Benz. Но на Daimler-Benz дали понять, что не заинтересованы в данной работе. Посему задание изменилось. Если Daimler-Benz отказывается, то оставшиеся фирмы выпускают по еще одному образцу. Первая фирма изготовляла машину снабжения, а вторая - противотанковую САУ.

Орудийная установка была более простой по конструкции, а также использовался телескопический прицел.
Орудийная установка была более простой по конструкции, а также использовался телескопический прицел.

Первоначально САУ также занялись на Krupp, но уже 3 июля дали ответ - данная разработка им не подходит. По мнению конструкторов из Эссена, база L.Tr.получалась слишком маленькой для 75-мм пехотного орудия. Посему от дальнейших работ отказались. По этой причине контракт перетек к Rheinmetall. При этом подвозчика боеприпасов там строить с нуля не стали. Конструкция шасси с кормовым расположением боевого отделения, верхняя часть которого (подбашенная коробка) крепилась на болтах к "ванне", позволяла легко переделывать его в подвозчик, а потом снова переделывать в танк. В результате число машин семейства Leichttraktorсократилось до 5, из них 2 делал Krupp, а 3 - Rheinmetall. Причем САУ, которая в переписке шла как 3,7 cm Selbstfahrlafette, имела меньший приоритет. На Rheinmetall разумно решили, что сначала надо построить танки, а уже потом САУ.

В отличие от танка, на котором баки позже убрали на надгусеничные полки, Rh L.Tr. Sfl. сохранила исходное размещение баков.
В отличие от танка, на котором баки позже убрали на надгусеничные полки, Rh L.Tr. Sfl. сохранила исходное размещение баков.

Результатом стало то, что Rheinmetall окончательно сдал два L.Tr.(Rh) в мае 1930 года, а Rh L.Tr. Sfl. - в конце сентября. Во многом с этим связано то, почему машины друг от друга отличались даже по шасси. Изначально-то они были одинаковыми, но в июне 1930 года два L.Tr.(Rh) с номерами 39 и 40 уехали в СССР, на территорию ТЕКО (Технические Курсы Осоавиахима). Первые же испытания показали, что машины перегреваются. Причина оказалась в недостаточной площади воздухозаборника в носовой части. Поэтому уже вскоре носовая часть корпуса получила вырез, безо всякой защиты от пуль. То же самое сделали и на Rh L.Tr. Sfl. Неудачной оказалась конструкция фальшбортов, поэтому их переделали, имелся и ряд других изменений. Обо всех проблемах докладывалось в Дюссельдорф, по итогам к концу сентября машина уже отличалась о того, что было изначально. Собственно говоря, L.Tr.(Rh) в том виде, который он известен больше всего (фото мая 1930 года), просуществовал всего пару месяцев.

С точки зрения смотровых приборов Rh L.Tr. Sfl. была более простой, нежели базовый танк.
С точки зрения смотровых приборов Rh L.Tr. Sfl. была более простой, нежели базовый танк.

Надо сказать, что Rheinmetall (работы шли под руководством Генриха Ромберга, главного конструктора по артиллерии и военным машинам) создал крайне специфичный истребитель танков. Дело в том, что больше всего он напоминал танк, поскольку имел башню кругового вращения, в которой находилось не только орудие, но и спаренный пулемет Dreyse. Экипаж официально составлял 4 человека, но это не точно, ибо радист был попросту не нужен по причине отсутствия радиостанции (как и поручневой антенны). Башня, разработанная Rheinmetall, выглядела похожей на L.Tr.(Rh), но более узкой. Не все знают, что изначально башня L.Tr. была трехместной, но получилась слишком тесной. В башне имелись боковые люки, но они располагались несколько иначе, нежели в башне L.Tr.(Rh). Можно сказать, что оснащение у истребителя танков получилось более бедным. Перископических прицелов и приборов наблюдения не ставилось, орудийная установка была более простой и менее защищенной от вражеских пуль, прицел был телескопическим (судя по всему, от 3,7 cm Tak), а в смотровых щелях не ставилось стеклоблоков. С технической точки зрения САУ полностью повторяла танк, но боевая масса получилась чуть ниже - 8735 кг.

Переделка Rh L.Tr. Sfl. под новую ходовую часть, проведена она в 1933 году.
Переделка Rh L.Tr. Sfl. под новую ходовую часть, проведена она в 1933 году.

Надо сказать, что по поводу испытаний Rh L.Tr. Sfl. информация скудная. На полигон в Куммерсдорф машина прибыла в октябре 1930 года, до конца года откатав 624 километра дистанции. Она стала единственным из "тракторов", который проходил полигонные испытания в исходном виде. В ходе испытаний машина разгонялась до 30 км/ч, другой вопрос, в каких условиях. А самое главное, каким образом проходили испытания. Дело в том, что резинотканевые гусеничные ленты на испытаниях под Казанью показали себя очень плохо. Вряд ли ситуация с Rh L.Tr. Sfl. была сильно лучше. Вероятнее всего, как раз на этой машине обкатали цельнометаллические траки. То, что с машиной явно дела пошли не так, красноречиво говорит объем испытаний в последующие годы. За 1931 года было преодолено всего 123 километра, а в 1932 году - 223. Довольно быстро машина превратилась в испытательную лабораторию. Кстати говоря, в том числе эти тесты, в ходе которых периодически слетали гусеничные ленты, стали причиной того, что немцы перешли на переднее расположение ведущих колес.

Установили эту ходовую часть в рамках проектных работ по Z.W. Впрочем, новый танк Rheinmetall так и не достался.
Установили эту ходовую часть в рамках проектных работ по Z.W. Впрочем, новый танк Rheinmetall так и не достался.

В 1933 году Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette подвергся серьёзной переделке. На него поставили абсолютно новую ходовую часть со свечной подвеской и 8 опорными катками, сблокированными в 4 тележки по каждому борту. Подбашенную коробку сняли, а вместо нее поставили балласт. В таком виде машина прошла еще 307 километров. Судя по всему, на машине обкатывалась ходовая часть для будущего Z.W., правда, Rheinmetall с этим танком "пролетел", а победа досталась Daimler-Benz. Ну а работы по немецким истребителям танков пошли в другой плоскости. С конца 1934 года появилась концепция быстрого истребителя танков, более подвижного, чем танки. С подачи Книпкампа начались работы над полугусеничными истребителями танков, которые закончились, в общем-то, ничем. По итогам к началу Второй мировой войны специализированных истребителей танков у немцев не было. Использовавшиеся в данном качестве 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t(Sd.Kfz. 8) таковыми являлись случайно. Их создавали как средство борьбы с вражескими укреплениями, лишь потом стало понятно - они более нужны для других целей. Ну а разработку истребителей танков пришлось запускать снова, на сей раз уже с применением танковых шасси.

Источники

Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2006, ISBN 0–9771643–4–9

Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004, ISBN 0–9744862–3-X

BAMA

ЦГА СПб