Вот и наступил тот момент, когда мы обоих детей перевели на СО (Семейное образование).
Заранее извиняюсь перед всеми читателями за оформление, которого нет. Возможно за проскакивающие ошибки и опечатки. Пока больше веду этот блог для себя, чтобы следить за тем, как будет идти обучение.
Дочка уже 1,5 месяца учится на СО, а сына только перевели. Оба ребенка учатся в 6 классе, оба очень разные. На данный момент Оля в основном занимается самообразованием и ей это нравится. Вчера она мне сказала, что в школе терпеть не могла географию и биологию, а сейчас ей очень нравится. И я это тоже заметила, потому что в последние 2 недели она очень сильно погрузилась в данные предметы. Такого я даже не ожидала.
Как со Святославом получится - я пока не знаю. На данный момент я не уверена, что у него получится самообразовываться. Он сам тоже. Тем более по-прежнему остро стоит его компьютерная зависимость, и пока большая вероятность, что его СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) не только никуда не делся, но и прогрессирует. В последнии дни я больше стала уделять внимания изучению данного вопроса. Пока еще теплится надежда, что он просто засиделся в компе, просто валяет дурака, когда начинаем с ним заниматься, потому что ему некуда девать свою энергию.
Я пока решила не гнаться за сверхрезультатами, и попробовать издалека нащупать почву, чтобы понять как учить Святослава. Я вспомнила, как в детстве моим любимым занятием перед школой было выбирать себе дневник и тетради. Я решила, что Святославу тоже будет интереснее учится, если он выберет то, что ему нравится, ведь теперь нет никаких ограничений.
Я сильно заблуждаясь, примеряя ощущения из своего детства на своего сына. Стоило нам прийти в магазин, как он изменился в лице и потребовал срочно возвращаться домой, что ему ничего не надо и не интересно-берите все что угодно. В итоге выбрал две совершенно черные тетрадки и черный дневник с агрессивным медведем в наушниках и кепке...Единственное что он выбрал с радостью - это ручку с 4мя цветами.
Вечером я продумывала план, как стоит начать обучение. В первую очередь мне нужно было понять как обстоят дела с физическим состоянием, поэтому по плану была зарядка, на которую должно было уйти 3-5 минут.
Потом по плану разминка для ума: составить как можно больше слов из слова, игра города-реки-растения ( подробнее можно прочитать здесь). Так же хотела попробовать зеркальное написание слов и письмо двумя руками одновременно, но в итоге до этого мы не дошли.
Днем я хотела проверить способность искать информацию в интернете. Кажется банально, но я должна была убедиться, что Святослав умеет информацию искать.
Еще перед сном Святослав должен был выбрать книгу, которую начнет читать, но в итоге до этого мы так и не добрались.
19.11.2020
13:00 Святослав еще только проснулся. Телефон--->комп. Прошу прийти сначала ко мне. Не приходит. Комп засосал. Просит сделать ему какао. Оля только что сделала его себе сама. Приношу ему упаковку с какао и спокойно говорю: сделай пожалуйста сам. Вот какао, вода горячая, остальное ты знаешь. Продолжает сидеть уткнувшись в компьютер, не поворачиваясь даже ко мне. Начинаю слегка закипать. Закипать нельзя. Выдыхаю и иду спокойно по своим делам.
13:30 выдернула его все-таки на занятия. Сначала стали делать зарядку. Делали минут 20, т.к. Святослав не мог стоять и двух секунд. Кривлялся, корчил рожи, хныкал, падал каждую секунду на диван, дурачился. Зарядка была супер простая и заняла бы 3-5 минут. Физическое состояние у 13 летнего парня хуже, чем у его же бабушки в 50. Шея не поворачивается, тело не сгибается, либо это все кривляния, пока сложно на 100% понять.
Вместе сделали ему какао. Разминка для ума заняла у нас почти 50 минут. Сосредоточение дается ему трудно. Самостоятельно составил только 4 слова и еще 3 с подсказкой из слова: "Словосочетание". Играли в города-реки-растения: за 25 минут составил 4 слова на букву А (город, имя женское, имя мужское, растение...). На букву Б составил 2 слова за 3 минуты ( поставила такой таймер, чтобы не затягивать). После данного задания сорвался с места и убежал к компу.
15:00 Позвала Олю. Зарядку с ней сделали за 5 минут, хоть она и ленилась ее делать. За разминку для ума из того же слова составила 34 слова. Могла и больше, но я ее остановила. Оригинальных слов, которые даже я не составила было 17. С игрой города-реки-растения справилась быстро, придумала по несколько слов на каждую категорию на букву А, правда не смогла вспомнить не одно реку. На букву Б за 3 минуты полностью заполнила все категории. Итого разминка для ума заняла 40 минут.
Первое вводное занятие с зарядкой составило:
- у Святослава: 50+20 минут = 70 минут;
- у Оли: 40+5 минут = 45 минут.
По времени занятие умственной деятельностью разница небольшая, а вот с физической активностью у Святослава тяжело идет. Но будем считать, что время проведенное вне компьютера, а за кривляниями сродни физической активности.
18:10 выдала Святославу листочек с заданием. Нужно было ответить на 5 вопросов по исторической личности (информацию брать из интернета, в частности в Википедии). Целью данного задания было проверить, насколько ребенок может самостоятельно искать информацию. На выполнение задания дала 1 час. Стал возмущаться. Я объяснила ему зачем это нужно и попросила сделать в назначенное время, что я иду ему на встречу и не отрываю его от его же компьютера, но могу это сделать и усадить за свой. Он промолчал и взял листочек.
18:20 выдала такое же задание Оле. Она слегка возмутилась, но приняла. Я тоже дала ей 1 час. В 18:40 Оля отдала листочек с готовым заданием, не ответила только на 1 вопрос, он действительно был сложнее остальных и требовал более внимательного поиска информации.
19:15 Пришла к Святославу. Листочек в стороне-ничего не сделал. Опять начал возмущаться: "нафига это нужно? это же не уроки!" Я немного вспылила, так как уже устала объяснять зачем это нужно и очень остро реагирую на повышение голоса: "А нафига нужны компьютер и твои игры?". Он осекся и сказал: "Ладно-ладно, сейчас сделаю". Через 10 минут пришел выяснять со мной отношения. Опять по кругу по несколько раз задавать одни и те же вопросы, на которые я постоянно отвечала одно и тоже. Старалась быть спокойной, но через несколько минут не выдержала и сказала: "Хорошо! Хочешь по школьной тематике только, то будешь как в школе заниматься с 8:30 до 14:00 без возможности по своим делам зайти в компьютер или телефон! Все как в обычной школе, раз ты этого так хочешь!". Забрала у него листочек и ушла остывать. Он пошел за мной и попросил листочек обратно, так как уже сел делать задания. Я молча отдала. Еще больше подливать масла в огонь мне не хотелось, хотела поскорее погасить данный конфликт и успокоится. Еще раз спокойно объяснила ему зачем мне нужно, чтобы он сделал это задание. Рассказала, что мне это нужно для того, чтобы я смогла понять как он умеет работать с информацией и искать ответы на вопросы. Эти знания помогут мне понять, как выстроить его процесс учебы. для себя сделала вывод, что нельзя давать задания. когда он играет в игры. Его нужно полностью выдергивать из процесса, иначе он совершенно халатно относится к заданию и у него напрочь отсутствует чувство времени. Ушла, чтобы остыть. Читаю статьи о том, как бороться с негативными эмоциями.
19:55. Захожу к Святославу. Листочек в стороне-пустой. Хватает сразу же листочек и говорит, что сейчас же все сделает. Я спокойно и тихо говорю: "Уже прошло 2 часа. Пожалуйста, постарайся доделать быстрее". И ухожу.
20:10 прибежал с листочком. На 4 вопроса не было ответов. Помогла ответить на 3 вопроса, на 4й отказался и убежал. У него уже нет времени!
Таким был наш первый совместный день на Семейном образовании. Поняла, что то, что рисуешь себе в голове, как должно быть, может совершенно отличаться от реальности.
На второй день сколько не звала его заниматься, так и не пришел. Немного позанимался в субботу: 15 минут теста по обществознанию. Причем мозг у него работает достаточно хорошо, память на самом деле не плохая и логика работает. Но вот это растягивание одного дела, кривляния, дурака валяния, портят весь образовательный процесс и впечатление о его возможностях учиться. Хотя ему дается учеба, на самом деле, даже легче, чем Оле. Но он халатнее относится к учебе, а Оля более старательно, возможно потому что понимает, что иначе ничего не поймет.
21.11.2020 составляла план учебы. Но об этом в другой статье.