Продолжая размышлять о том, как Бог относится к употреблению алкоголя (см. статью https://zen.yandex.ru/media/id/5ef8ede5e7cbcc2ed4f527da/hristos-i-vino-5f7767558d3ae5589b4266a4 ), на память приходят события, когда Иисус Христос собрал Своих учеников на Вечерю и предложил им вино как символ Крови Нового Завета (Мф.26:28). Принято называть эту Вечерю Тайной, поскольку она проходила в темное время суток как бы втайне от всех, что создавало атмосферу таинственности. На ней присутствовало тринадцать человек, включая Иисуса.
В качестве пищи и питья были предложены хлеб и вино. Неизвестно, были ли какие-либо другие продукты на этой трапезе, которая должна была стать для апостолов напоминанием о последующих крестных страданиях Господа.
Кроме того, это была пасхальная трапеза, установленная в древние ветхозаветные времена. «Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство… . Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его» (Исх.12:3-8).
С тех времен Господь заповедал Своему народу в память о событиях Исхода каждогодно в определенный день есть испеченного на огне агнца и хлеб с горькими травами. О вине тогда ничего не было сказано.
Продукты Пасхи были глубоко символичны. Центральной и главной пищей был агнец, который обязательно должен был присутствовать на пасхальной трапезе. Агнец символизировал Иисуса Христа, чьей кровью впоследствии был спасен Израиль и весь мир. Кровь агнца тоже присутствовала в ту пасхальную ночь – ею были помазаны косяки входной двери каждого еврейского семейства в Египте, чтобы в этой семье не погиб первенец.
На Вечери Христа с апостолами не было нужды в запеченном агнце, потому что Агнец Божий, Иисус Сам присутствовал на трапезе. Образ соединился с прообразом. Вместо агнца Спаситель предложил другие символы, о которых Он говорил ранее: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:54-56).
Эти символичные, образные, наполненные глубоким смыслом слова Сына человеческого учениками были поняты неверно, в результате чего многие из них оставили ученичество и больше не ходили со Спасителем.
Эти слова Иисуса предвосхитили те образы, которые были представлены на Тайной Вечери в виде хлеба и вина.
Что они символизировали? То что истинная Пасха - это Христос, закланный за род человеческий. «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). Хлеб на Вечери представлял Тело Господа, ломимое на кресте. Вино – Его святую Кровь, пролитую во искупление людей от греха. Обратим внимание, что в приготовлении пасхальной трапезы со времени ее установления запрещалось использовать закваску, то есть перебродившие продукты. Все квасное должно быть удалено из домов в это время.
В данном случае закваска выражала символ греха и нечистоты. Ее не должно было быть ни в каком виде. Почему? Скорее всего, потому что бесквасные пища и питье на Вечере представляли безгрешность и святость Иисуса Христа. И если опресноки, то есть неброженый хлеб, хлеб без дрожжевой, бесквасный символизировал Плоть Иисуса, то алкогольное вино, вино перебродившее никак не могло представлять безгрешную святую Кровь Спасителя. Только вино без примеси закваски, вино безалкогольное могло выполнять эту роль.
Интересно, что Иисус на Вечери не употреблял слово «вино» (по-гречески «ойнос»), давая Своим последователям определенность и недвусмысленность того, что перебродившему алкогольному вину нет места среди символов Его Крови и Плоти. Вместо слова «вино» Иисус применил словосочетание «плод виноградный», что и записали авторы Евангелий (Мф.26:29; Лук.22:18; Мк.14:25).
Пусть нас не смущает то, что в тексте Евангелия от Марка слова Иисуса переведены так: «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк.14:25). Обратим здесь внимание на то, что в тексте на древнегреческом языке отсутствует слово «вино» («ойнос»). Поэтому в большинстве авторитетных переводах Библии мы его так же не найдем.
К сожалению в переводах на русский язык переводчики вставили его, но в данном случае это совершенно не оправдано, потому что Господь этого слова на Тайной Вечери не произносил, предвидя то, что оно послужит искаженному пониманию и оправданию применения на причастии алкогольного вина.
Еще раз подчеркнем: алкоголь, продукт брожения, не может символизировать безгрешность Иисуса. И совершенно нелогично то, что один символ Тела Христова, опреснок, без брожения, а другой, символ Его Крови, перебродивший.
Все квасное, символизирующее нечистоту и греховность, должно быть удалено из пасхальной трапезы, представляющей собой на причастии в наше время бездрожжевой хлеб и безалкогольное виноградное вино или сок. Только эти символы могут напоминать нам о безгрешной Плоти и пречистой Крови Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.