Сериал "Отыграть назад" — это экранизация нью-йоркского бестселлера "Ты должна была знать" авторства Джин Ханфф Корелиц. Я частенько заглядываю в первоисточники, чтобы сравнить требования к литературе и кино, но далеко не всегда первоосновы оправдывают ожидания. Обжегшись на "Ходе королевы" Уолтера Тевиса, я абсолютно ничего не ждала от очередного американского скорострела. Однако, была приятно удивлена!
Что меня в очередной раз поразило — это то, как далеко разошлись экранизация и первоисточник. Всё, чем хорош роман, в сериале загублено, а "нововведения" либо банальны, либо совершенно не обязательны.
Чем берёт книга?
Прежде всего, это никакой не детектив, хотя убийство присутствует. В книге происходит расследование совершенно иного рода: главная героиня, довольно самоуверенно расчленяющая брачные проблемы других людей на кушетке психолога, в одночасье осознаёт, что сапожник она без сапог, и её собственный муж всю жизнь её обманывал. Её размеренное существование резко рушится, и "счастливая" семейная жизнь подвергается тяжёлому переосмыслению.
В книге муж не является участником событий. Мы вообще его не видим, он подаётся исключительно глазами других людей: сначала самой Грейс в образе принца на белом коне, а затем, постепенно, устами второстепенных персонажей, например, коллег по работе, родителей и т.п., этот образ меняется до неузнаваемости. Весь смысл романа заключается в перевороте, который происходит в голове Грейс: как ей сложно снять розовые очки, как невозможно принять удар и как мучительно она выстраивает новую жизнь.
Вина мужа не оспаривается и не доказывается. Поначалу самой Грейс сложно поверить, что её муж — убийца, но с каждой страницей это допущение всё больше превращается в факт. В книге нет ни судебных разбирательств, ни адвокатов, ни мучительных встреч в тюрьме. Муж сбегает после совершения преступления, и всю книгу остаётся за кулисами. Примечательно, что напрямую автор нигде не пишет, кто виноват в содеянном, но сведения и воспоминания, которые главная героиня получает о Джонатане, говорят сами за себя.
Грейс не находится под подозрением. В книге полиция беседует с героиней, но снимает с неё подозрения практически сразу же.
Уникальный голос автора. К моему удивлению, "Ты должна была знать", помимо грамотно выстроенного сюжета, обладает ещё и уникальным голосом автора. То есть, отрывок из этой книги вы ни за что не спутаете ни с чем другим: здесь несколько витиеватый, как будто даже надменный стиль, отлично подходящий для нью-йоркских "сливок общества" и хорошо начитанной главной героини. Другими словами, абзацы крупные, а предложения заканчиваются не так, как можно было ожидать.
В чём провисает сериал?
Создатели отчасти сохранили эмоциональный коллапс главной героини, но упор сделали на детективный сюжет. Происходящее выстроено вокруг старого, как мир, вопроса: "Кто убийца?" Муж выведен из-за кулис, и Хью Гранту поручено играть скользкого типа, который то ли виноват, а то ли просто засранец. Добавлена куча второстепенных персонажей и линий, да и сама Грейс попадает под подозрение.
Проблема в том, что всё это мы уже видели. Линия с судебным расследованием практически полностью повторяет недавний проект Apple TV "Защищая Джейкоба", и скорее утомляет, чем интригует (особенно в формате сериала). Изображение "идеальной" семейной жизни со шкафами, полными скелетов, с другой стороны, напрямую перекочевало из "Большой маленькой лжи", и тот факт, что перед нами Николь Кидман, только усиливает иллюзию.
На удивление, плюсы сериала сосредоточены на заднем плане. Очень достойно сыграл Дональд Сазерленд (чей персонаж в книге находится в зачаточном состоянии), очень неплохо сделан визуальный ряд. Однако, никакие красивые бантики не компенсируют одного большого минуса — шоу банально скучно смотреть, и вряд ли вообще всю эту историю стоило растягивать на шесть эпизодов. Можно было сделать крепкий полуторачасовой фильм, и не тянуть кота за причинные места.
Вердикт.
Книга совершенно не обязательна, но и пустой тратой времени её тоже не назовёшь. Сериал скисает на втором эпизоде, и дальше смотреть совершенно не хочется.