Разбираемся в символике «Соляриса» Андрея Тарковского. Предыдущие части (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18) привели нас к моменту, где Крис приходит в себя после забытья. Сегодня говорим о финале фильма
1. Последнее самоубийство Хари
Сцена болезненного бреда Криса построена по кольцевому принципу: в её начале Крис выходила из каюты и на её месте появлялась мать. В конце видений Крис просит мать не оставлять его, но она выходит в темноту через дверь комнаты, а уже очнувшись, он несколько раз произносит имя Хари. В каюте осталась и накидка, в которой мы видели обеих женщин в начале сновидений.
Но затем Снаут читает ему вслух записку Хари, из которой мы узнаём, что её больше нет в живых. Ещё одно самоубийство? Не совсем.
А вот её новый уход Снаут комментирует: «Она сделала это ради тебя». Её поступок оказывается настоящим самопожертвованием ради Криса и его коллег и как ничто другое доказывает, что Хари стала человеком. Ведь кроме человека никто в мире не способен сознательно, преодолевая природный эгоизм, пожертвовать собой ради близких.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Евангелие от Иоанна 15:13
2. Как всё изменилось
И в финале видно, как жертва Хари действительно меняет ситуацию к лучшему.
Сарториус, самый неприятный персонаж фильма, перестаёт участвовать в действии и диалогах. Последний раз мы его видим, когда он, непривычно молчаливый, уходит в глубь кадра по пустому коридору станции под рассказ Снаута о том, что и океан Солярис тоже изменился.
Снаут выглядит посвежевшим, и в библиотеке (в фильме здесь всегда происходит столкновение философских позиций героев) ещё раз говорит о своих взглядах: лучше до последних дней не думать о смысле жизни, просто быть счастливым и не заниматься подобными проблемами. Видно, что эта гуманистическая и материалистическая по своей сути философия сейчас совсем не устраивает Криса: «А когда они наступят, эти последние дни?»
3. Ухо
Именно здесь режиссёр прибегает к одному из самых странных визуальных решений всего фильма: камера медленно приближается к лицу Кельвина и затем показывает сверхкрупно его ухо. Именно в это мгновение Крис говорит Снауту: «Вопрос — это всегда желание познать, а для сохранения простых человеческих истин нужны тайны».
Давайте ваш автор единственный раз поступит тоже неожиданно и не станет пытаться объяснять этот момент. К публикациям каждый раз собирается не один десяток тонких, умных комментариев, которые всегда очень интересно читать. Пусть ухо Криса и останется той загадкой, которую можно разгадывать в комментариях: делитесь своими размышлениями, как вы понимаете этот кадр.
4. Ростки
В последних сценах возникает всё больше перекличек с первыми кадрами. В самом начале мы видели, как колеблется в воде трава, а затем камера переходила на отстранённого Криса, державшего в руках медицинскую коробку с почвой, которую он собрал на память о Земле. И вот почти в самом финале мы видим, как в этой коробке взошли ростки (конечно, служащие параллелью к воскрешению Криса). Они тянутся к иллюминатору, через который льётся свет Соляриса.
Затем в кадре появляются уже знакомые нам по началу фильма травы в воде (то есть образы возникают в обратном порядке). Так осуществляется переход к итоговой сцене всей картины.
5. Снова Бах
В ключевые моменты фильма в нём звучит музыка Баха (условно обозначая начало, середину и конец). И вот этот лейтмотив возвращается вновь. Тарковский неслучайно в качестве главной музыкальной темы для фильма выбрал хоральную прелюдию фа минор Баха Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ («К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе»), подчёркивая религиозный, сакральный смысл происходящего на глазах зрителя возвращения человека к милосердному Отцу.
И электронная обработка Эдуарда Артемьева соединяет разные эпохи и придаёт ей вневременное и космическое звучание.
Есть хорошее видео, где композитор подробно рассказывает о своей работе над музыкой к «Солярису».
6. Возвращение
...Мы снова в том же пейзаже, с которого начинался фильм. Даже костёр ещё дымит на том месте, где Крис пытался сжечь своё прошлое накануне отлёта.
В доме на книги, медицинскую коробку, спину отца течёт вода, поднимается пар.
Отец выходит на крыльцо, и Крис опускается на колени и припадает к нему, создавая ожившую композицию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
После этого камера поднимается высоко над домом и мы смотрим на сцену с небесной высоты, одновременно понимая, что место действия — Солярис.
О чём же был этот фильм? Для краткости процитирую подходящий комментарий подписчика Юрия Ж. к одной из предыдущих частей.
Этот фильм о том, что только любовь делает человека человеком. И что человек должен сохранять любовь даже в самых нечеловеческих условиях. Процитирую Кельвина: «Может быть, и космос дан нам только для того, чтобы мы, впервые в человеческой истории, смогли ощутить не просто отдельного человека, а всё человечество как объект для любви». Вот так, от любви к отдельной женщине до любви ко всему человечеству.
На этом фильм завершён и завершены наши разговоры о его образах (а продолжались они полтора года, первая часть вышла весной 2019-го). Но ещё не наша серия публикаций.
Поскольку она всегда вызывала столько откликов, и у неё собралась своя заинтересованная аудитория, жалко вот так сразу ставить точку.
В планах несколько послесловий: 1) ответы на комментарии, 2) подборка фильмов других режиссёров, созданных под явным влиянием «Соляриса», 3) подборка фотографий со съёмочной площадки и афиш к фильму со всего мира.
И, возможно, что-нибудь ещё...
Всем любви!
Предыдущие части:
- Изъять концепцию Бога