Здесь периодически будут отсылки к старым ретро играм и консолям, в частности к ПК – ZX-Spectrum. Изображения игр и ПК взяты из интернета, из общедоступных источников.
Кто такой вообще, этот зверь ZX-Spectrum? Краткая информация по нему из Википедии:
8-разрядный домашний компьютер, созданный английской компанией «Sinclair Research Ltd» на основе микропроцессора Zilog Z80:
Сначала компьютер обозначался как «ZX81 Colour» и «ZX82», название «ZX Spectrum» подчёркивало одно из главных отличий от ZX81 — цветное изображение. Любители этого компьютера часто именуют его просто - «Спекки».
«ZX Spectrum 48» имел ПЗУ объёмом в 16 Килобайт, в нём был «прошит» диалект языка Бейсик, так называемый Sinclair BASIC. Эта же программа ПЗУ обеспечивала базовый ввод-вывод и пользовательский интерфейс. «Sinclair ZX Spectrum» был представлен в апреле 1982 года в двух вариантах — с 16 и 48 килобайтами оперативной памяти.
В 1986 году вышел ZX Spectrum с ОЗУ 128Кб.
Благодаря дешевизне и простоте конструкции распространение получили «неофициальные» клоны «Spectrum» в СССР. Они изготавливались как частными радиолюбителями, кооператорами так и промышленностью СССР / СНГ. Нелицензионные клоны производились также в Польше, Румынии, Чехословакии, Аргентине, Бразилии и ряде других стран.
31 августа 1999 года компания Amstrad разрешила распространять ПЗУ для компьютеров ZX Spectrum, поэтому эмуляция этого семейства является законной. (информация взята из Википедии)
Так для чего же в 20-м году 21 века вообще вспоминать про этого динозавра?
Этот вопрос я задавал прежде всего самому себе. И вот, какие мысли пришли ко мне в голову. На это есть, как минимум 5 причин:
- Во-первых, это ностальгия по детству и тем временам, когда мы часами проводили за играми на этом компьютере. Прошло много времени и время ностальгии пришло, как говорится. Помню, как отец сам собрал сначала компьютер РК-86 с псевдографикой, а затем уже собрал ZX-Spectrum, и я познал первые серьёзные игрушки, писал и свои простенькие программки на бейсике, перепечатывал код игрушек из журнала "Радиолюбитель", а потом, в графическом редакторе "Artist" рисовал для них обложки, чтобы все было "как по-настоящему ". В этом году, во времена самого начала пандемии, на ютубе мне попался ролик сначала про ретроконсоли на базе одноплатника raspberry pi, стало любопытно, а потом все глубже и дальше, больше всяких роликов про ретрогейминг, приставки, консоли и прочее. И вот я уже с удовольствием смотрю канал на ютубе "sinc LAIR" про этот компьютер из детства.
- Во-вторых, без малого 40 лет назад (1982 год) был выпущен этот компьютер. Это один, из самых первых цветных и один из самых популярных и массовых в свое время. А это уже история, достойная, чтобы её помнили и вспоминали. В нашей стране ZX-Spectrum получил невероятную популярность благодаря тому, что его возможно было собрать самому, по статьям из журналов. Поэтому сообщество в странах бывшего СССР было достаточно сильно развитым.
- В-третьих, возможности компьютера были сильно ограничены технически, поэтому игры отличались скромным гемплеем и графикой, но при этом развивали богатое воображение. От этого они и получались интересными, захватывающими, и порой такими душевными и запоминающимися.
- В-четвёртых, как и на всех консолях и ПК, чем дольше в ходу устройство, тем больше из него максимумов выжимают программисты со временем. И это интересно посмотреть, как развивались игры на данной платформе. Ведь если сравнить игры начала 80х и начала 90х между собой, они уже серьёзно отличаются, как и по графике, так и по геймплею, и общей целостности (хотя конечно есть и крутейшие игры и в начале 80-х). Интересно посмотреть на "а что же происходит сейчас?". Ведь спектрумовская тусовка жива и по сей день благодаря различным энтузиастам, любителям и настоящим профессионалам своего дела. А сейчас так и вообще проходит мини ренессанс на волне выхода ZX-Spectrum Next, ZX-Evolution и прочим попыткам возродить платформу. Музей Яндекса даже устраивает ежегодный гейм батл: Yandex Retro Games Battle, где участники пишут игрушки под данный ПК и соревнуются за призовые места.
- В-пятых, раньше по «спеке» совсем было мало информации, интернета не было, порой даже было не понятно, как играть в ту или иную игру, без описания. А теперь можно раздобыть что угодно. Описание, прохождение, найти любую игру (хотя многие до сих пор защищаются лицензированием и играть в них без покупки не законно). Можно восполнить пробелы по каким-либо играм, которые тогда были недоступны или не были пройдены из-за отсутствия времени или информации. Эмуляторы к тому же сильно упрощают весь этот процесс (хотя есть и настоящие спектрумисты, которые не признают эмуляторы и сидят исключительно на железе). Порой прочитаешь описание к игре, и воображение сразу переносит тебя внутрь игры, и так и хочется скорее в неё поиграть и пройти её.
Ну и в завершении, пару картинок из интернета с изображением игрушек, для понимания, как же на этом компьютере выглядели игрушки и графика:
На этом всё. Делитесь в комментариях «а чем для вас является ZX-Spectrum?», по каким причинам вы попали на эту статью, и была ли она вам интересна, а также почему это может быть актуально осенью 2020 года?
Ссылка на видео по этой статье в Ютубе: ZX-Spectrum в 2020 году? Зачем?
Канал на Дзене дублируется каналом на Ютубе - Lyusea Mana. На Дзене больше текста, на Ютубе, соответственно видео. Кому интересно велкам, подписывайтесь, буду рад видеть. Пока-пока.
До новых встреч.
А тут, я размышляю о том, что мне нравилось, а что нет в играх на данном компьютере.