Найти тему
Татьяна Альбрехт

Несколько слов в защиту госпожи Клио

Муза истории Клио
Муза истории Клио

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего

Михаил Ломоносов

История… Еще в школе про любимый предмет постоянно слышала: «Зачем мне рассказы об этом старье?», «Какое мне дело до разборок живших тысячи лет назад царей?», «Почему я должен знать, что происходило где-то на Востоке три века назад?» и тому подобное.

Для меня, человека, выросшего в семье историков, вопрос о том, зачем нужна эта наука, разумеется, не стоял. Но постоянно сталкиваясь с подобным отношением, решила разобраться, почему же так важно знать историю.

Никогда не задумывались, почему имя музы истории Клио, хотя само название науки на древнегреческом – история?

Имя Клио происходит от слова «клеос» - «слава», ибо те, кто попадал в историю, рассказанную эпическими поэтами вроде великого слепца Гомера, обретал бессмертную славу. Таково было назначение истории – увековечить для потомков великие дела предков.

Но опять-таки возникает вопрос: зачем. Можно ведь жить и без этих знаний. Вряд ли что-то изменится в вашей жизни оттого, что вы не помните годы правления Карла Великого и не можете назвать страны участники Первой коалиции.

Разумеется. Однако человек – существо социальное, он живет в обществе, в государстве (которое сам же изобрел) и вообще склонен усложнять жизнь во имя прогресса, во имя стремления к комфорту и вечно ожидаемому светлому будущему, в котором всем будет хорошо и безопасно.

А существовало ли в истории человечества общество или государство, в котором всем жилось хорошо?

Вот мы и добрались до истории, которую надо хотя бы немного знать, чтобы ответить на этот вопрос.

Ответ, увы, будет отрицательным. Люди придумали столько прекрасных утопий и мифов о Золотом веке, идеальном государстве, счастливой Аркадии, прекрасной Атлантиде. Но ни одну из них не удалось воплотить в жизнь.

Лукас Кранах Старший, «Золотой век». Около 1530
Лукас Кранах Старший, «Золотой век». Около 1530

Сажу по секрету: и не удастся. Чтобы понять, почему, тоже надо знать историю.

Римляне, которые, как известно, отличались прямо-таки гипертрофированным прагматизмом, называли историю учительницей жизни.

Что они имели в виду? - спросите вы. Все очень просто: зная прошлое, можно воспользоваться опытом тех, кто жил до нас, не повторять их ошибок и преумножить их достижения.

Помните: «И опыт – сын ошибок трудных»?

Не обязательно каждый раз изобретать велосипед или набивать себе шишки, упрямо наступая на одни и те же грабли. Особенно, если нечто подобное уже происходило, и кто-то не раз получил этими граблями. Недаром говорят: «Новое – хорошо забытое старое». Обычно так и есть. Особенно, в плане развития общества и государства.

Человечество прошло огромный путь, полный войн, катастроф, крови, ненависти, ошибок  и потерь. Порой, кажется, из этого порочного круга, нет выхода, и наше развитие закончится какой-нибудь глобальной катастрофой.

Эмиль Доплер. Асгард сгорает в пламени в день Рагнарека
Эмиль Доплер. Асгард сгорает в пламени в день Рагнарека

В немалой степени это происходит потому, что историю не знают именно те, кто обязан лучше других в ней разбираться – правители государств, взявшие на себя миссию вершить судьбы цивилизации. Если бы они учитывали опыт прошлого и не считали бы, что «уж они-то точно все сделают лучше и умнее», скольких ошибок и несчастий можно было бы избежать.

Но чтобы правители знали историю, уважение к ней должно быть заложено в народе, которым они управляют. А народ – это все мы и каждый из нас в отдельности. То есть, уже не получится сказать: «Зачем мне знать, что происходило в далеком прошлом?». Затем, что каждый несет ответственность за будущее, свое и общее. А без знания истории это невозможно.

Однако «знать историю» - не значит помнить годы правления Тамерлана, всех монархов Франции последовательно и даты всех важнейших битв Наполеоновских войн.

Это значит: понимать, как из небольшого полузависимого варварского королевства образовалась страна Франция, что повлияло на упадок Римской империи, какие процессы происходили в мире, когда медленно умирала античность и наступало Средневековье, как повлиял на судьбу Древней Руси выбор князем Владимиром православия и так далее.

В. Верещагин. Апофеоз войны
В. Верещагин. Апофеоз войны

История – это уроки, которые мы можем извлечь из жизни и смерти государств, народов, империй, понимание того, как события далекого прошлого влияют на нас сегодняшних спустя 10, 20 даже 30 веков.

Знание истории – это умение складывать пазл настоящего из осколков прошлого.

Анатоль Франс прав: «Будущее — в настоящем, но будущее — и в прошлом. Это мы создаем его. Если оно плохо, в этом наша вина».

P. S.  На Амазонке живет первобытное племя, в языке которого нет понятия времени. У них всегда «сейчас». Они не знают самого слова «прошлое» и ничего не помнят о своей истории. Ученые установили, что племя существует уже много веков, и за это время их первобытный образ жизни никак не изменился – охота, рыбалка, собирательство, хищники. И не изменится еще тысячу лет, ведь для них нет прошлого, основываясь на котором можно учиться и развиваться.

О. Роден. Адам и Ева. Изгнание из рая
О. Роден. Адам и Ева. Изгнание из рая