Не буду нагнетать, но Петербург уже обогнал Москву по смертности от Ковида, при том, что население там в три раза больше.
Тем не менее, не только начальную школу, но и среднюю не торопятся переводить на удалёнку.
Губернатор справедливо опасается обрушения экономики, но, с другой стороны, все больницы переполнены, мест нет даже для тяжёлых больных, и с каждым днём ситуация становится всё хуже.
Классы на карантин тоже не закрывают, несмотря на то, что в каждом классе только нашей школы уже по нескольку детей из каждого класса переболеть успели, а также некоторые учителя.
Что предлагают взамен? Весьма любопытные варианты.
1) Пишете заявление и забираете ребёнка из школы на указанный в заявлении период, учите его дома сами. Но все школьные контрольные он должен написать и сдать вовремя, как и все домашние задания.
При этом: а) нигде нет чёткой программы, что и когда конкретно, в каком объёме должен знать и сдать ребёнок, б) нет единой интернет-платформы, 100% соответствующей программе школы, и нет гарантий, что то, что ребёнок сам или при помощи родителей найдёт в интернете, будет полностью соответствовать оной, в) учителя самоустраняются от этого процесса вообще, им и очной работы хватает, физически нет времени заниматься ещё и теми, кто добровольно ушёл на дистант, г) не понятно, где брать домашние задания, задания для самостоятельных и контрольных работ, и так далее, так как в электронном журнале информация появляется с большими опозданиями и не в полном объёме, в родительских чатах отвечают через раз, а дёргать учителей лично тоже не вариант, в классах по 32-35 человек, каждый учитель ведёт несколько классов, нереально всем лично ответить. С контрольными тем более нет ясности, так как их, за редким исключением, составляют и выдают сами учителя.
2) Буквально вчера было собрание для родителей, организованное платформой Якласс, где прозвучала мысль о том, что скоро учиться будем по схеме: 2 недели дома сами, 1 неделю в школе с учителями. Представители платформы честно говорят о том, что по сути это будет самостоятельное обучение. И, разумеется, всячески рекламируют свою платформу, которая действительно может помочь детям и родителям в этом нелёгком деле. Тут к ним ни вопросов, ни претензий нет.
С платформа все ещё далека от совершенства, ту же программу ФГОС «Школа России» не охватывает в нужном объёме. Но хоть что-то, и на том спасибо.
Есть надежда, что разработчики будут продолжать трудиться над ее развитием и в итоге получим достойный продукт, неплохо дополняющий очное обучение и частично его заменяющий.
Таким образом, детям нужно самостоятельно искать ресурсы, где они могли бы почерпнуть информацию по тому или иному вопросу.
И всё бы хорошо, но где вы видели 11-летних детей, способных системно самостоятельно заниматься без контроля и помощи взрослых? День за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем? Изучать самостоятельно абсолютно все предметы по школьным учебникам, не нуждаясь в объяснениях учителя, и успешно сдавать по ним экзамены?
На это даже студенты далеко не все способны, да и взрослые люди тоже, иначе мы бы все давно были докторами наук, владели бы 10 иностранными языками и были мастерами в нескольких видах спорта. Ломоносовы среди нас, возможно, и сейчас есть, но это определённо не каждый первый ребёнок 11 лет.
Как вузовский преподаватель с более, чем 20-летним стажем, родитель 11-летнего ребёнка и человек, который работал не только со студентами, но и со взрослыми от 19 до 85, и с детьми от 3 до 18 лет, причём, как частным образом, так и во всевозможных учреждениях дополнительного образования, могу ответственно заявить, что роль преподавателя необычайно важна для подавляющего большинства учеников, вне зависимости от их возраста и личных способностей.
Система 2+1 означает, что по сути дети будут 2 недели дома ничего не делать (учителя в эти дни занятия проводить онлайн не будут, так как считается, что ребёнок учится сам), зато в ту единственную неделю, когда все будут выходить на очное обучение, - детей ждёт гора контрольных работ, которые подавляющее большинство из них предсказуемо завалит.
А исправить или переписать физически не будет времени, так как за неделей очного обучения последуют следующие 2 недели удалёнки. А там уже и зимние каникулы на носу, а после них и до весенних недалеко, ну и май месяц с неизбежными годовыми контрольными и ВПР не за горами.
В перспективе это означает полный провал в знаниях практически у всех учеников к концу учебного года, даже у тех, кто всегда учился хорошо. Исключение составят те, у кого будут онлайн репетиторы хотя бы по основным предметам или те, чьи родители не работают и обладают не только достаточными знаниями по всем школьным дисциплинам, но и значительным педагогическим талантом, чтобы донести их до ребёнка.
По сути всех учеников можно будет смело оставлять на второй год. Школьную программу при таком подходе они предсказуемо не освоят.
Соответственно, у меня вопрос: почему бы не перевести уже всех учеников 6-11 классов на удалёнку, как это давно сделал Собянин?
Если что, я тоже ЗА то, чтобы ребёнок ходил в школу и банально не мешал мне работать. Я откровенно не готова после полного рабочего дня сидеть потом до глубокой ночи не только над его уроками, но и замещать собой всех учителей, объясняя школьный материал.
Тем более, что многое уже и сама не помню. Для того, чтобы объяснить что-либо сыну, нужно самой потратить время, изучить вопрос, понять, и уже после этого в доступной форме постараться донести информацию до ребёнка. А это и время, и силы, которых не бесконечное количество.
Но раз уж эпидемиологическая ситуация в городе весьма близка к критической, и мы все изрядно рискуем вновь оказаться тотально запертыми по квартирам на неопределённый срок, то отчего бы уже сейчас не выбрать единую платформу для онлайн обучения (тот же Якласс, например), не посадить детей по домам, а учителей не лишить тем самым рабочих мест, так как занятия они могут проводить и онлайн в обычные свои утренние рабочие часы?
Да, не удобно, но это меньшее из зол. А дополнительные задания можно давать и в индивидуальном порядке каждому конкретному классу. К примеру, наша школа - с углублённым изучением английского. Следовательно, учитель может дополнительно рассылать детям материалы для изучения сверх того, что дано на онлайн платформе.
И, разумеется, время для выполнения самостоятельных и контрольных не должно быть ограничено утренними онлайн часами, так как а) онлайн формат и школьный формат сильно отличаются, б) 100% контроля всё равно не получится: те, кто захотят сжульничать и списать - имеют массу возможностей это сделать и онлайн, в) не у всех детей есть ежеутренний доступ к компьютеру. У многих нет. Хотя бы потому, что компьютер может быть в семье только один, и с утра на нём в то же время работает кто-то из родителей. А с телефона или планшета многие задания выполнять невозможно или не удобно.
Но это, разумеется, просто мысли вслух изрядно задёрганного неопределённостью ситуации родителя с обострённым чувством ответственности.