Моя должность много лет называлась именно так: "бизнес-аналитик". То, что предписывалось мне делать, и что требовалось, не вполне соответствовало названию должности. Именно так: не вполне. В большей степени это была работа системного аналитика, в меньшей - бизнес-аналитика. Должность находилась в ИТ-отделе, что ограничивало работу по собственно бизнес-анализу по двум направлениям: рамками автоматизации и пассивностью (по запросам от пользователей). По сути, это была работа системного аналитика при красивом названии "бизнес-аналитик". Т.е., "бизнес-аналитик в ИТ". Всё в кавычках потому, что эта формулировка встречалась мне не один раз. И вообще разброс трактовок термина встречается как у людей, пишущих на эту тему, так и у работодателей.
Даже беглый анализ вакансий показал, что есть большущий разброс в трактовке этого термина - бизнес-аналитик. Так что я в понимании некоторых работодателей был как раз "бизнес-аналитиком". Встают логичные вопросы: как сделать, чтобы было хоть в какой-то степени одинаковое понимание? На какой формальной основе достигать взаимопонимания с работодателем (руководителем)? Есть ли некий стандарт для этого термина и связанных с ним? Краткий ответ будет, конечно, "да".
Дальше я буду делиться знаниями, в некоторой степени систематизировать эти вопросы: кто такой бизнес-аналитик, кто на самом деле нужен работодателю и т.п. И поделюсь своими соображениями.
Следует сказать, что в вакансиях не только разная трактовка термина. Некоторые работодатели могут хотеть, чтобы бизнес-аналитик знал "методологию BABOK", "нотацию ARIS", "нотацию моделирования бизнес-процессов IDEF0/1" и тому подобную, извините, чушь. Такие ошибки по ходу дела разберу.
К вопросу трактовки термина "бизнес-аналитик" и связанных с ним. Опираться буду как на отечественные стандарты, определения, так и на международные. Для начала будет определённое количество "занудства": терминов, определений, формулировок, цитат. Задача - показать, что для одинаковой трактовки бизнес-аналитика, требований к нему есть вполне понятная, международная база стандартов.
Итак, кто же всё-таки он такой - "бизнес-аналитик"? И чем отличается от упомянутого выше системного аналитика? В РФ существует профессиональный стандарт "Бизнес-аналитик", утверждённый Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 сентября 2018 г. N 592н. В нём, правда нет фразы типа "Бизнес-аналитик - это человек...". Но определение деятельности и её основной цели, а также трудовых функций с детализацией есть. Здесь только обозначу суть деятельности: "Деятельность по выявлению бизнес-проблем, выяснению потребностей заинтересованных сторон, обоснованию решений и обеспечению проведения изменений в организации" и её основную цель: "Обеспечение возможности проведения изменений в организации, приносящих пользу заинтересованным сторонам, путём выявления потребностей заинтересованных сторон и обоснования решений, описывающих возможные пути реализации изменений". То есть, утверждённый Приказом Минтруда профессиональный стандарт "Бизнес-аналитик" - стандарт "де-юре".
Сразу следует сказать, что такой профессиональный стандарт у нас есть и для системного аналитика: Приказ Минтруда России от 28.10.2014 N 809н "Об утверждении профессионального стандарта "Системный аналитик". По этой ссылке также можете изучить и, как говорится, "почувствовать разницу". Что касается международного документа, то есть свод знаний по программной инженерии (SWEBoK). Его на русском в pdf я нашёл здесь. Про системного аналитика на этом уровне это всё.
А вот в своде знаний по бизнес-анализу BABOK определение бизнес-аналитика есть: "Бизнес-аналитик – это любое лицо, которое выполняет задачи бизнес-анализа, независимо от своей должности или организационной роли. Бизнес-аналитик отвечает за обнаружение, обобщение и анализ информации из разных источников в рамках компании, в том числе: инструментов, процессов, документации, а также заинтересованных лиц. Отвечает за выявление реальных потребностей заинтересованных лиц (что часто включает в себя разбор и прояснения выражаемых пожеланий) для того, чтобы определить основные задачи и выявить мотивы. Бизнес-аналитики принимают активное участие в том, чтобы спроектированное и реализованное решение соотносилось с потребностями заинтересованных лиц".
Здесь надо сказать несколько слов про упомянутый документ-стандарт. BABOK (Business Analysis Body of Knowledge) – свод знаний по бизнес-анализу. Это не методология! Это свод знаний. И это международный стандарт в области бизнес-анализа. Стандарт "де-факто". Необходимо сказать, что профессиональный стандарт РФ не противоречит BABOK. Дело в том, что в разработке отечественного профстандарта принимало участие Российское отделение Международного института бизнес-анализа (IIВА Russia). А собственно IIBA составляет и издаёт BABOK.
Поскольку и в названии документа, и в определении бизнес-аналитика присутствует термин "бизнес-анализ", приведу его определение на основе того же BABOK: "Бизнес-анализ – это деятельность, которая позволяет внедрять изменения в компании путём определения потребностей и рекомендации решений, которые обеспечивают ценность для заинтересованных лиц. Проводится в рамках стратегических, тактических или оперативных инициатив. Может осуществляется в пределах проекта или в ходе эволюции компании и её непрерывного развития. Его применяют, чтобы понять текущее состояние, определить будущее состояние, а также определить действия, которые необходимы для перехода от текущего состояния к будущему".
На сегодняшний день разработана третья версия (издание) BABOK. Полного перевода на русский язык я пока не видел (пишут, что в процессе). Для знакомства с тем, что уже переведено, можно сходить сюда.
Ещё немного "нудного". В вакансиях встречал также "методологии" BPMCBOK и PMBOK. Здесь аналогично BABOK: это не методологии, а своды знаний. По управлению бизнес-процессами (Business Process Management Common Body of Knowledge) и проектами (Project Management Body of Knowledge) соответственно. Что из этого нужно знать и делать бизнес-аналитику, зависит от требований работодателя, возложенных обязанностей, решаемых задач, текущей ситуации в компании, желания самого аналитика. Исходя из названия и содержания документа, часто может оказаться нужным знание BPMCBOK. Будет также не лишним, если бизнес-аналитик будем знаком с управлением проектами.
Что касается отечественных стандартов в этих областях, то по процессному управлению есть профессиональный стандарт (Приказ Минтруда РФ от 17 апреля 2018 г. N 248н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по процессному управлению"). В разработке принимала участие Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами, так что он также в определённой степени согласован с BPMCBOK. Документ также интересный и полезный. Начиная с определения деятельности: "Деятельность по анализу, регламентированию, проектированию, оптимизации, автоматизации, внедрению и контролю процессов и административных регламентов организаций" и определения её основной цели: "Повышение эффективности деятельности организаций путем разработки и усовершенствования их процессов и административных регламентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий". Вполне себе работа бизнес-аналитика.
А в области управления проектами не помешает ознакомиться с Приказом Минтруда РФ от 18.11.2014 № 893н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель проектов в области информационных технологий".
Вдруг кому-то полезным будет: даю ссылку на Реестр профессиональных стандартов.
На этом вводную и нудную часть завершаю. Здесь привёл базовые моменты для бизнес-аналитика. Знакомство с упомянутыми стандартами позволит понять, что должен знать и делать бизнес-аналитик. Если кто-то подумал, что я наизусть знаю эти стандарты или какую-то большую часть, то он ошибается. Я и не ставлю перед собой такой задачи. Для себя я вижу те же BABOK и BPMCBOK "настольными шпаргалками", с которыми мне не зазорно сверяться. Я не собираюсь знать постоянно всё, что там рекомендуется знать бизнес-аналитику. И не собираюсь всё сразу делать. Компетенции, подходы, методы следует выбирать/использовать, исходя из особенности анализируемого бизнеса (компании, организации), а также целей и задач, решаемых здесь и сейчас.
Дальше планирую писать о более "приземлённом": по большей части как делать. В первую очередь о нотациях описания (моделирования). Нотациях, применяемых в бизнес-анализе. Втайне надеюсь, что, кроме меня, это кому-то интересно и полезно :)
Полезность перечисленных "нудных" документов вижу в том, что они являются хорошей основой для нахождения общего знаменателя с работодателем. И это всё не догма, а руководство к действию. Есть канва, а есть творческий подход. Без которого бизнес-аналитику никуда.
В следующей статье порассуждаю о смешивании на практике терминов "бизнес-аналитик" и "системный-аналитик", почему так происходит.