Найти тему
АвиаОбоз

Гостей не любят? Почему над Южным полюсом не летают самолёты

Южный полюс всегда имел непростую репутацию. Ледяной, горный, не очень гостеприимный для людей. Но когда вы летите в самолете, вы как правило не замечаете, что происходит внизу. Но самолеты редко пролетают над Южным полюсом, и даже полеты над территорией Антарктиды являются исключительными. Почему?

Почему самолеты не летают над Южным полюсом? Фото: NASA
Почему самолеты не летают над Южным полюсом? Фото: NASA

Полеты через Южный полюс возможны, но выполняются редко

Исторически полеты вблизи этой части света или над ним исключались правилами ETOPS. ETOPS определяет, как быстро могут долететь до ближайшего аэропорта двухмоторные пассажирские самолеты. Долгое время для больших двухмоторных самолетов было установлено время в 180 минут. Затем в начале прошлого десятилетия оно было увеличено до 330 минут для современных авиалайнеров с их более надежными двигателями.

Это означало, что дальнемагистральный самолет вполне мог пересечь Антарктиду и оставаться в пределах 330 минут лёта до ближайшего аэропорта. Так почему же самолеты не делают это?

Во-первых, в этом нет необходимости. В дальних уголках Южного полушария гораздо меньше движения самолетов, чем в Северном. Там нет ничего похожего на многочисленные, проложенные через Северный полюс, маршруты между Северной Америкой и Азией.

Кроме того, нет ни одной пары городов южного полушария, которые требуют полетов над Южным полюсом. Есть несколько рейсов, которые проходят близко к Антарктиде, но ни один из них не совершается регулярно.

Если самолеты столкнутся с проблемами над Южным полюсом, то поблизости на земле им некому будет помочь. Фото: NASA
Если самолеты столкнутся с проблемами над Южным полюсом, то поблизости на земле им некому будет помочь. Фото: NASA

Плохая погода - большая проблема Южного полюса

Несмотря на то, что современные самолеты теоретически способны пересечь Южный полюс, он остается довольно неблагоприятным для самолетов. Первая большая проблема - это погода. Внизу - холодно. Даже на поверхности континента температура может достигать минус 80°C. На высоте 35 тыс. футов еще холоднее. Как только температура будет ниже минус 40°C, возможны проблемы с замерзанием топлива. Такие условия делают обледенение серьезной проблемой.

В 2009 году кристаллы льда перекрыли трубки Пито на самолете A330 авиакомпании Air France, пересекающем Атлантический океан. Это вызвало серию проблем, которые в конечном итоге привели к многим неисправностям самолета.

Взлетно-посадочная полоса с голубым льдом в Антарктиде. Фото: Australian Antarctic Division/Australian Government News Room
Взлетно-посадочная полоса с голубым льдом в Антарктиде. Фото: Australian Antarctic Division/Australian Government News Room

Это отчасти похоже на пересечение Атлантики. При появлении серьезных проблем возможностей посадить самолет безопасно на Южном полюсе не так много. Есть планы построить в Антарктиде 2700-метровую взлетно-посадочную полосу около австралийской исследовательской станции Дэвис, но это всего лишь одна полоса, а площадь Антарктики составляет 14,2 миллиона квадратных километров. Для сравнения: в США 9,834 миллиона квадратных километров, но там более 5000 доступных аэропортов.

Короткое видео о подготовке специалистами из Австралии строительства взлетно-посадочной полосы в Антарктиде

На Южном полюсе бывает белая мгла

Если предположить, что взлетно-посадочная полоса Дэвиса впереди, а вашему самолету необходимо приземлиться, возникает проблема видимости. Этот район известен своей белой мглой. Это погодное состояние, при котором контуры и ориентиры повсюду становятся почти неразличимыми. Это может дезориентировать пилотов, и они не смогут определить свое положение относительно горизонта. Это всегда опасно.

В 1979 году самолет авиакомпании Air New Zealand, совершавший экскурсионный полет в Антарктиде влетел прямо в склон горы. Погибли все пассажиры.

К аварии привел целый комок проблем, среди которых была и дезориентация пилота. Пилоты не заметили гору прямо перед собой. В настоящее время, спустя сорок лет, авиакатастрофа на горе Эребус все еще удерживает авиакомпании от отправки своих самолетов к Южному полюсу.

Дело не в том, что современные самолеты не могут пересечь Антарктиду. Скорее это комбинация нескольких факторов. Во-первых, он остается потенциально опасным с точки зрения погодных условий. Во-вторых, нет пары городов, требующих от авиакомпаний перелета над этой территорией. Как и для людей, Южный полюс - это регион, который самолетам лучше избегать.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Если не успели посмотреть

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц