Вот и пришла зима вслед за первыми короткими порошами. И тут же началось оживление птичьих столовых. Еще несколько дней тому назад, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас большие синицы все время рядом. И стоит достать пакетик с семечками, как они уже прыгают по соседним кустам и с нетерпением ждут, когда ты немного отойдешь в сторону. А дальше все, как прошлой зимой. Синички будут ухватывать по семечку, взлетать с кормушки на ветки и через короткое время снова опускаться на кормушку. Одна, вторая, третья синичка явились к твоему угощению. То и дело на кормушке оказывается сразу по нескольку птичек, и тогда они сердито топорщат друг перед другом крылья, но все равно каждой из них достается угощение.
Проходит всего несколько минут, и на кормушке появляется поползень. Длинный клювик влево, вправо — для порядка: не собирается ли кто помешать ему, и тут же торопливо семечко за семечком набивает поползень клюв и стрелой летит к старой липе, чтобы там среди трещин коры, в пазухах ветвей спрятать про запас лакомство. И снова на кормушку.
Если постоять еще немного, то обязательно увидишь, как на веселый птичий праздник пожалует синичка-гаичка, а следом за ней и большой пестрый дятел. Дятел на кормушке кажется очень большим рядом с синичками. Он коротко поворачивает голову то в одну, то в другую сторону — поглядывает на тебя то правым, то левым глазом и наконец принимается за угощение...
У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если, конечно, не помешает вдруг какая-нибудь разудалая компания, шумно явившаяся в лес, не желающая считаться с какими-то там птичками... Помешать могут и такие люди, которые тоже пришли покормить птиц, но еще незнакомы с правилами поведения около кормушки. А такие правила есть, и о них мне хочется вам рассказать.
Не так далеко от моего дома находится лесопарк — Лосиный остров. Это очень большой массив леса, зашедший частью на территорию Москвы. Здесь, на краю лесопарка, и устроены птичьи столовые. Устроены они, видимо, лесниками, и у посетителей парка остается только одна забота — принести птицам корм. Прошедшей весной, когда снег уже осел под теплым солнцем и остатки его лежали под деревьями, я побывал в тех местах, где всю зиму работали столовые для птиц, и меня поразила та неопрятность, которая осталась после людей, приходивших сюда зимой с благими намерениями — покормить птиц.
У зимы ость добрая особенность — скрывать наши вчерашние следы. Пройдет ночью снег, и утром уже нигде не разыщешь ни старой лыжни, ни апельсиновых корок, брошенных рядом с дорожкой. И снова зимний лес встречает тебя чистотой и никак не напоминает тебе, что вчера вот здесь, на этом месте, ты совершил проступок пород лесом — бросил пустой пластиковый пакет, оставил какой-то другой мусор.
Но, скрывая наши вчерашние следы, зима не забывает о них, она хранит следы нашего посещения леса, хранит ревностно до самой весны и перед тем, как передать весне свое хозяйство, предъявляет нам свои обвинения.
Вся полянка около кормушки-столика была завалена рваными газетами, бумажными и пластиковыми пакетами. Среди этого «мягкого мусора» выглядывали жестяные банки и коробки, в которых кто-то, видимо, тоже приносил для птиц угощения. Среди коробок, банок, пакетов широкими, мутными пятнами расползались скисшие остатки каких-то каш и хлебного месива — все это предназначалось птицам, но не было принято ими и осталось на снегу до весны и теперь кисло.
Больно было смотреть на молодые кустики лещины, собравшиеся вокруг столика птичьей столовой — и ветки были обломаны, и теперь они больше походили на старые растрепанные веники-голики... О причинах этого тоже нетрудно было догадаться: люди, желавшие помочь птицам, несли в дар не только угощения, но и свои собственные кормушки — пустые молочные пакеты, пластмассовые коробки, оставшиеся от новогодних подарков. И эти кормушки каждый обязательно водружал рядом со стационарной столовой, развешивая их по кустам и обламывая, чтобы удобно было повесить, вершинки ветвей... Теперь разномастные кормушки частью упали на мокрый снег, частью оставались раскачиваться на ветвях, обезображивая уголок весеннего прозрачного леса...
Никто не пришел сюда в конце зимы, никто ничего не убрал за собой...
А может быть, и не надо убирать? Может быть, лес сам уберет оставленный мусор?
Я согласен, что природа обладает так называемой очистительной силой, что почти все органические остатки могут быть переработаны бактериями, могут быть приняты землей и даже добавят почве плодородие. Согласен, что со временем примет земля и консервную банку — хотя для этого требуется уже немало времени! Но земля не примет пластмассу, пластик коробок и целлофановых пакетов.
Есть такое знакомое всем вам слово «красивый». В словаре русского языка вы обязательно отыщете значение этого слова. Красивый —это приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий.
Любые следы невнимания к лесу и к природе вообще могут разрушить красоту, испортить тот приятный вид, ту гармонию красок, тонов, линий. Что это означает? Что все, принесенное нами в тот же зимний лес, не должно выделяться, должно иметь, по крайней мере, те же краски. Приглядитесь к зимнему лесу — он прекрасен, но эта особая красота достигается очень скромными средствами. В зимнем лесу нет праздника красок, и даже малиновая грудка снегиря видится здесь не ярким пятном, а мягким теплым пятнышком, светом.
Кормушки для птиц, принесенные в лес, должны быть очень скромными. Раскрашенные будут только отвлекать вас от наблюдения за птицами, да и сами птицы среди ярких коробок и баночек затеряются. Даю вам слово, что возле таких раскрашенных кормушек вы не увидите, как весело светится желтая грудка большой синицы. Вы не отметите тут и цвет крылышек и спинки этой синички — а цвет этот очень тонкий: в оперении большой синицы зеленые и голубые тона. Так, погнавшись за рыночными красками, вы потеряете краски природы.
А потому не нужно увлекаться и кормушками-забавами, которые последнее время стали устраивать из колбочек и елочных шариков. Ведь главная задача кормушки — накормить птиц, которым зимой приходится нелегко. Вторая ее задача — дать возможность нам понаблюдать за поведением птиц, явившихся в птичью столовую.
Знал я человека, который изготовлял самые невероятные скворечники. Вокруг его дома были подняты на шестах настоящие избушки и терема. Они были яркие, резные, заметные издали. В каких-то скворечниках жили скворцы. Хозяин этой выставки без умолку рассказывал мне, как много времени отдал он тому или другому домику, но сколько скворцов живет около дома и как часто выводят они птенцов, он не знал...
Меня всегда поражает обилие корма на кормушках, устроенных в нашем парке. Чего тут только нет — и каша, и макароны, и куски хлеба, и баранки, и даже апельсиновые дольки.
Конечно, корм для птиц несут из самых добрых побуждений. Но апельсиновые дольки синицам, поползням, дятлам не нужны. Этим птицам, обычным гостям птичьих столовых, которые устроены в парках, в садах, в лесу, нужны конопля, семечки подсолнечника, орехи, несоленое сало. Совсем небольшой кусочек такого сала, подвешенный на бечевке около кормушки, может не один день поддерживать многих синиц. А ведь задача кормушки — не кормить до отвала, а именно поддерживать птиц в зимнее время. Но ведь и зимой они не должны забывать законы своей жизни — должны разыскивать свой обычный корм: яйца, куколок, личинок гусениц и самих насекомых, затаившихся на зиму под корой, в трещинах дерева. Помните об этом, иначе птицы при обилии корма превратятся в настоящих нахлебников, станут лодырями.
И еще одно, очень важное правило птичьей столовой. Птиц нельзя угощать время от времени. Если вы приучили их к кормушке, если какое-то время подкармливали, то делать это нужно до весны, пока птицы сами не покинут гостеприимную столовую. Отказать птицам посреди зимы, во время холодов и метелей, когда так не хочется идти в лес, — преступление перед пернатыми друзьями. Именно в такое время им очень нужна ваша поддержка. Именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Помните об этом, и тогда ранней весной желтогрудая синичка, которой вы помогли пережить зиму, звонкой, веселой песенкой-колокольчиком расскажет вам о близких теплых днях.
Помните и о лесе. Помните, что зима не умеет напоминать нам каждый день о наших огрехах и предъявляет нам счет за наши проступки лишь перед самой весной. И если эта память будет неизменно с вами, леса всегда будут красивыми.
_______________
Автор: Анатолий Онегов ("Юный натуралист", 1983, №11)
Фото: pixabay.com