Найти тему

«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21) или возвышенное и земное в жизни Фредерика Шопена

На планете Меркурий есть кратер, названный в его честь.

Его именем в 2001году был назван аэропорт в Варшаве. В Костеле Святого Креста (Kosciol Swietego Krzyza) лежит его сердце.

Фото интернета
Фото интернета

Фото интернета
Фото интернета

Близ Варшавы, он и родился - Фридерик Шопен (польск. Fryderyk Franciszek Chopin, также Szopen) 1 марта 1810.

Фото интернета
Фото интернета

Его жизнь сложилась так, что с 20 лет он практически жил вдали от родины, сначала в Вене, а потом до самой смерти в Париже.Земную жизнь он покинул в возрасте 39 лет и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Сердце Шопена, согласно его воле, перевезла в Варшаву сестра композитора Людвика.

Вначале своего приезда во Францию, он привлек к себе самое пристальное внимание. Об этом свидетельствуют и слова его современника - польского музыканта Антония Орловского: «Вскружил голову всем француженкам, чем вызывает ревность у мужчин. Он теперь в моде, и вскоре свет увидит перчатки а-ля Шопен». «Наш дорогой Фридерик дал концерт, который принес ему большое имя и мало денег. Убил всех здешних пианистов, весь Париж поражен. Впрочем, ему это предсказывали, когда он только что приехал».

Фото интернета
Фото интернета

Однако в двухтомнике писем Шопена можно найти его отношение к этому земному миру: «Здесь величайшая роскошь, величайшее свинство, величайшая добродетель, величайшая порочность». (Н. Кумельскому (от 18 ноября 1831 г.). В письме к Войцеховскому (от 25 декабря 1831 г.) Шопен повествует о настоящей жизни в Париже: «Знаешь, здесь теперь большая нужда, в обращении мало денег, встречаешь множество людей в лохмотьях, с многозначительными физиономиями, и не раз слышишь угрожающие разговоры о дураке Филиппе (короле Луи Филиппе. — С.М.), который еле держится еще своим министерством. Низший класс уже совершенно разъярен и всё время думает, как изменить свое бедственное положение...».

Фото интернета
Фото интернета

Из письма А. Орловского можно понять действительное настроение Шопена, живущего в Париже: «Дорогой Шопен сердечно обнимает вас. Вот уже несколько дней, как он настолько грустен, что подчас, когда я захожу к нему, нам недостает мужества обменяться хотя бы словом. Это действие ностальгии. Но я прошу вас не говорить об этом его родителям, чтобы не огорчать их».

Несмотря на популярность, Шопен давал уроки, так как жизнь в центре Европы была очень дорогая. Он печатал свои сочинения, но вот как он сам говорит об одном из своих издателей — Шлезингере (письмо к Ю. Фонтане от 17 марта 1839 г.): «Он меня обожает, потому что обдирает».

Такое было земное существование Фредерика Шопена. Хотя было и еще одно значимое событие в жизни композитора. «Я познакомился с большой знаменитостью — г-жой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд; но ее лицо несимпатично, и она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее.» Однако именно эта женщина дала Фредерику почувствовать семейную жизнь.

Фото интернета
Фото интернета

Луна Фредерика Шопена находится в Козероге. Это означает, что человек должен искать спокойных семейных отношений. Казалось бы, что быт налажен, и можно жить и ни о чем не думать, но за холодной маской лица скрывалась тонкая и ранимая душа Фредериа. Марс Шопена в тригоне с Нептуном – это чисто и возвышенно. Семейная жизнь музыканта - это и есть краеугольный камень возвышенного и земного, так как в эти годы, 1839—1844, Шопен создает ряд лучших своих сочинений: вторую и третью Сонаты, третью и четвертую Баллады, Полонезы fis-moll и As-dur, Фантазию f-moll, третье Скерцо…

Однако, не все вечно под Луной, ибо изменчива она. Наступили холодные времена в отношениях Фредерика Шопена и Жорж Санд, которые привели к тяжелому разрыву. Плутон в Рыбах в квадрате с Сатурном говорят о том, что человек может испытывать едва переносимые муки, как в душе, так и в теле. Чтобы избавиться от них он едет в Лондон.

Однако и в Лондоне он опять воочию увидел земной мир во всей своей красе. «Они всё расценивают только на фунты, искусство любят лишь потому, что это luxe (роскошь); добрые сердца, но до такой степени странные, что я понимаю, как здесь самому можно зачерстветь или превратиться в машину. — Будь я помоложе, я бы, может быть, еще решился стать машиной, давал бы концерты по всем закоулкам и играл безвкуснейшие вещи (лишь бы за деньги!); но теперь мне уже трудно превращаться в машину» (Из письма к родным от 19 августа 1848 г.).

«Искусство здесь — это живопись, скульптура и архитектура. Музыка не считается искусством и не называется искусством. И если скажешь — артист, то англичанин подумает, что это живописец, архитектор или скульптор. А музыка — это профессия, а не искусство, и никто музыканта не назовет артистом, а тем более в печати, потому что на их языке и по их взглядам музыка нечто иное, чем искусство: это — профессия... Вместо хорошего играют всякую чепуху, а разучивать порядочные вещи — считают смешным. Леди... одна из первых здешних дам, в замке которой я провел несколько дней, а знатная дама считается здесь как бы музыкантшей. Так вот, однажды, после моего фортепиано и после пения разных шотландских леди, ей приносят род аккордеона, и она с полной серьезностью начинает играть на нем ужаснейшие мелодии. Что же ты хочешь? Мне кажется, что тут у каждого не хватает заклепки» (Из письма к В. Гжимале от 21 октября 1848 г.)

В Лондоне Шопен вспоминал художника Эжена Делакруа, с которым часто беседовал об искусстве. «Шопен играл мне Бетховена божественно хорошо, — это ценнее всех теорий...» (письмо Э. Делакруа к Ф. Вийо от 19 августа 1846 г.), а Шопен пишет о Делакруа: «Это художник, вызывающий огромное восхищение, я провел с ним чудеснейшие часы. Он обожает Моцарта — знает все его оперы наизусть».

Фото интернета
Фото интернета

В Лондоне Шопен окончательно и тяжело заболел. «Я болен вот уже 18 дней, со дня приезда в Лондон. Я совершенно не выезжал из дому, такой у меня приступ насморка с головной болью, удушьем и прочими моими дурными симптомами» (из письма к В. Гжимале от 17—18 ноября 1848 г.).

Фото интернета
Фото интернета

Он решает вернуться в Париж. Практически через год его не стало. Шопен умер в Париже 5 (17) октября 1849 г. Отпевание и похороны состоялись 18 (30) октября.

Могила Фредерика Шопена в Париже
Могила Фредерика Шопена в Париже

Шопен завещал, чтобы на его отпевании был исполнен "Реквием" Моцарта в инструментовке А. Робера. Это завещание было выполнено; сольные партии пели П. Виардо, Ж. Кастеллан и Л. Лаблаш.

Об этом пишет Иван Сергеевич Тургенев в письме Генри Чорли от 25 октября (6 ноября) 1849. Париж: «Vous avez du lire dans les journaux qu'elle a aussi chante le "Requiem" de Mozart aux obseques de ce pauvre Chopin. L'eglise de la Madeleine est malheureusement fort peu sonore ou plutot elle l'est beaucoup trop - les sons s'y confondent et s'y perdent. Cependant elle a chante sa partie avec une voix magnifique et ce style d'eglise simple et grandiose, dont elle possede le secret. La ceremonie funebre a du reste ete tres belle et tres touchante; - ce n'etait pas une ceremonie - c'etaient de veritables adieux adresses a un etre cheri. Il y avait beaucoup rie femmes dans l'eglise et beaucoup d'entr'elles pleuraient sous leur voile. L'{Далее зачеркнуто: orguo} orchestre a joue une Marche de Chopin, triste et gemissante; on a aussi execute un petit prelude de lui sur l'orgue!»

И.С. Тургенев
И.С. Тургенев

«Вы, должно быть, читали в газетах, что она также пела "Реквием" Моцарта на похоронах бедного Шопена. В церкви Мадлен, к сожалению, не очень хорошая акустика или, пожалуй, уж слишком хорошая - звуки там смешиваются и теряются. Тем не менее она спела спою партию великолепно, в том церковном - простони величественном - стило, секретом которого она обладает. Траурная церемония вообще была очень красивой и трогательной. Это были не просто похороны - это было подлинное прощание с дорогим человеком. В церкви было множество женщин, и многие из них плакали под своими вуалями. Оркестр сыграл "Марш" Шопена, печальный и жалобный; была также исполнена его маленькая прелюдия для органа…»

-11

Астролог Светлана Манухина

Материал с моего сайта: prognozy.astrosvet.info

Друзья, если понравился материал,
то ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Хотите индивидуальную консультацию?
Пишите: svet-mann@yandex.ru

***

«Сказки Венского леса» в фильме об Иоганне Штраусе «Большой вальс». Смотрели?

***

«И гений, парадоксов друг» или есть ли парадокс в гороскопе Бетховена?

***

Как рука руку моет или, как "Кофейная кантата" Баха принесла немалую прибыль. Кофе - ОК?