Она всегда и во всём была немного "неправильная", так отзывались о ней те, кто её знал.
Она критиковала моду учить балету с дошкольного возраста, репетиции «до упаду», и горячо спорила с начальством, которое от неё таких репетиций требовало. На сцене не любила повторов и если могла что-то изменить, не мешая работе остальных — меняла, если не каждый раз, то часто. Могла выйти на сцену то так, то этак.
Она стала для всего мира символом балета и русской культуры в целом. Кроме танца в её жизни было трудное детство, военная юность и одна из самых счастливых и удивительных историй любви...
20 ноября 1925 года родилась невероятная Майя Плисецкая, которая:
- любила пиво и футбол, а самым любимым блюдом была селедка
- хранила свою помаду в кармане пиджака мужа
- носила наряды, которые для неё создавали Ив Сен-Лоран и Пьер Карден
- коллекционировала … необычные фамилии, вырезая их из газет.
Мать великой балерины была выдающейся актрисой немного кино. Из-за характерной внешности – темных волос и черт лица – ей часто доставались роли узбекских женщин. Майя Плисецкая родилась в большой еврейской семье. Мать балерины, Рахиль Мессерер, происходила из литовских евреев, ее отец был зубным врачом, который начал свою практику в Вильно, а затем перебрался в Москву.
Мама балерины, а также все ее братья и сестры, носили звучные библейские имена: Пнина, Азарий, Маттаний, Асаф, Элишева, Суламифь, Эмануил, Аминадав, Эрелла. Удивителен тот факт, что многие родственники по материнской линии так или иначе связали свою жизнь с балетом.
Рано умерший Азарий, прославившийся под псевдонимом «Азарин», был драматическим актером, художественным руководителем Театра им. Ермоловой.
Суламифь, сделавшая балетную карьеру, позже заменила Майе Плисецкой мать после ареста родителей. И именно ей можно сказать спасибо за то, что Майя стала балериной.
Посвятил свою жизнь балету и Асаф Мессерер, станцевавший в Большом театре практически все ведущие сольные партии.
Первое выступление Майи на большой сцене состоялось буквально накануне начала Великой Отечественной войны. Отец Майи, Михаил Эммануилович с искусством связан не был. Он занимал административные должности. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Именно там маленькая Майя впервые вышла на сцену. Это была опера «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка просто грезила Она постоянно пела, танцевала, импровизировала и мечтала стать актрисой, как мама.
В 1937 году счастливая жизнь семьи Плисецких закончилась... Сначала арестовали отца, потом маму… Майю забрала к себе её тетушка, балерина Большого театра Суламифь или как её называли близкие Мита. Всё, что связано с балетом, пришло в жизнь Майи через неё. Но, теплого материнского отношения от тети она всё-таки не получила…
Из Большого Плисецкую уволили… по достижении шестидесяти пяти лет. Майю увольнение обидело. После распада СССР она получила литовское гражданство, к Москве очень охладела, жила в Германии, где и умерла в неполные девяносто, готовясь к своему юбилейному выступлению в качестве танцовщицы…Ради того, чтобы быть балериной, Плисецкая, нарушая законы военного времени, бежала из Свердловска, где находилась в эвакуации, в Москву и, несмотря на пропущенный год, была восстановлена в балетном училище, где занималась раньше. Она попала в единственный выпускной класс Марии Михайловны Леонтьевой. Наградой за упорство и преданность балету для Плисецкой стала пятёрка на экзамене весной 1943 года и зачисление в труппу Большого театра. Позже её «умирающим лебедем» восхищался весь мир, она добилась мирового признания.
Второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Своё живи!
(Майя Плисецкая)