Найти в Дзене

"Неправильная" Богиня русского балета

Она всегда и во всём была немного "неправильная", так отзывались о ней те, кто её знал.
Она критиковала моду учить балету с дошкольного возраста, репетиции «до упаду», и горячо спорила с начальством, которое от неё таких репетиций требовало. На сцене не любила повторов и если могла что-то изменить, не мешая работе остальных — меняла, если не каждый раз, то часто. Могла выйти на сцену то так, то

Она всегда и во всём была немного "неправильная", так отзывались о ней те, кто её знал.
Она критиковала моду учить балету с дошкольного возраста, репетиции «до упаду», и горячо спорила с начальством, которое от неё таких репетиций требовало. На сцене не любила повторов и если могла что-то изменить, не мешая работе остальных — меняла, если не каждый раз, то часто. Могла выйти на сцену то так, то этак.

Она стала для всего мира символом балета и русской культуры в целом. Кроме танца в её жизни было трудное детство, военная юность и одна из самых счастливых и удивительных историй любви...

20 ноября 1925 года родилась невероятная Майя Плисецкая, которая:

  • любила пиво и футбол, а самым любимым блюдом была селедка
  • хранила свою помаду в кармане пиджака мужа
  • носила наряды, которые для неё создавали Ив Сен-Лоран и Пьер Карден
  • коллекционировала … необычные фамилии, вырезая их из газет.

Мать великой балерины была выдающейся актрисой немного кино. Из-за характерной внешности – темных волос и черт лица – ей часто доставались роли узбекских женщин. Майя Плисецкая родилась в большой еврейской семье. Мать балерины, Рахиль Мессерер, происходила из литовских евреев, ее отец был зубным врачом, который начал свою практику в Вильно, а затем перебрался в Москву.

Майя Плисецкая. фото из Интернет
Майя Плисецкая. фото из Интернет

Мама балерины, а также все ее братья и сестры, носили звучные библейские имена: Пнина, Азарий, Маттаний, Асаф, Элишева, Суламифь, Эмануил, Аминадав, Эрелла. Удивителен тот факт, что многие родственники по материнской линии так или иначе связали свою жизнь с балетом.
Рано умерший
Азарий, прославившийся под псевдонимом «Азарин», был драматическим актером, художественным руководителем Театра им. Ермоловой.
Суламифь, сделавшая балетную карьеру, позже заменила Майе Плисецкой мать после ареста родителей. И именно ей можно сказать спасибо за то, что Майя стала балериной.
Посвятил свою жизнь балету и
Асаф Мессерер, станцевавший в Большом театре практически все ведущие сольные партии.

Майя Плисецкая. Фото из Интернет
Майя Плисецкая. Фото из Интернет

Первое выступление Майи на большой сцене состоялось буквально накануне начала Великой Отечественной войны. Отец Майи, Михаил Эммануилович с искусством связан не был. Он занимал административные должности. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Именно там маленькая Майя впервые вышла на сцену. Это была опера «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка просто грезила Она постоянно пела, танцевала, импровизировала и мечтала стать актрисой, как мама.
В 1937 году счастливая жизнь семьи Плисецких закончилась... Сначала арестовали отца, потом маму… Майю забрала к себе её тетушка, балерина Большого театра Суламифь или как её называли близкие Мита. Всё, что связано с балетом, пришло в жизнь Майи через неё. Но, теплого материнского отношения от тети она всё-таки не получила…

Майя Плисецкая. Фото из Интернета
Майя Плисецкая. Фото из Интернета

Из Большого Плисецкую уволили… по достижении шестидесяти пяти лет. Майю увольнение обидело. После распада СССР она получила литовское гражданство, к Москве очень охладела, жила в Германии, где и умерла в неполные девяносто, готовясь к своему юбилейному выступлению в качестве танцовщицы…Ради того, чтобы быть балериной, Плисецкая, нарушая законы военного времени, бежала из Свердловска, где находилась в эвакуации,  в Москву и, несмотря на пропущенный год, была восстановлена в балетном училище, где занималась раньше. Она попала в единственный выпускной класс Марии Михайловны Леонтьевой. Наградой за упорство и преданность балету для Плисецкой стала пятёрка на экзамене весной 1943 года и зачисление в труппу Большого театра. Позже её «умирающим лебедем» восхищался весь мир, она добилась мирового признания.

Второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Своё живи!

(Майя Плисецкая)