Как я уже писал, ключевое отличие WT-синтезатора от классического «аналогового» в том, что он формирует тембр не путём сложения базовых форм волны, а путём воспроизведения из памяти инструмента волновых форм.
При этом важно понимать, что волновые формы — это не семплы, а маленькие кусочки семплов, передающие спектральные характеристики каких-либо звуков. Однако практически все WT-синтезаторы, помимо воспроизведения волновых форм, могут генерировать и базовые формы волны. А некоторые, например Waldorf Blofeld, даже позволяют загружать в память полноценные семплы и использовать их в качестве волновых форм, что существенно расширяет возможности создания звуков.
В остальном WT-синтезатор мало отличается от классического аддитивно-субаттрактивного: сигнал с генераторов волновых форм поступает на фильтры, потом на усилитель. Инструмент имеет несколько генераторов огибающей и LFO.
«В чём же тогда фишка WT-синтеза?» — спросите вы. А фишка как раз в волновых формах, смешивая и управляя воспроизведением которых, можно получить значительно больше разнообразных звуков, в том числе с очень сложной фактурой.
Онлайн курс от Андрея Девятых и WaveFroum
По большому счёту все WT-синтезаторы отличаются друг от друга лишь набором волновых форм, придающих каждому инструменту своё уникальное звучание, которое невозможно повторить на другом инструменте. Ну и конечно же, особенностями архитектуры.
В настоящий момент самыми распространёнными, доступными и часто используемыми WT-синтезаторами являются программный синтезатор Massive от компании Native Instruments и синтезатор Waldorf Blofeld. Именно с ними мы сейчас и познакомимся поближе.
Таблично-волновые генераторы Massive
Генератор волновых форм — это ключевой узел синтезатора, формирующий тембр. У Massive три генератора волновых форм, каждый из которых может воспроизводить одну из предустановленных волн. При этом волновые формы Massive устроены очень хитро — они состоят из двух слоёв, которые вы можете смешивать с помощью ручки WT-position.
Для выбора волновой формы используйте выпадающий список рядом с номером генератора, в результате чего откроется окно выбора волновой формы:
Выберем волновую форму Sin-Square. Она состоит из двух слоёв: синусоидального и прямоугольного импульсов. Когда ручка WT-position находится в крайнем левом положении, то воспроизводится синус, в крайней правом — прямоугольный импульс, в промежуточных положениях волновые формы смешиваются в определённой пропорции.
Послушаем три коротких фрагмента, иллюстрирующих звучание генератора в трёх положениях ручки:
Кроме этого, каждый генератор может управлять воспроизведением волновых форм, для чего предусмотрено пять режимов и ручка Intensity, которая меняет характер звука, и работа которой зависит от выбранного режима. Об этом мы поговорим в следующих статьях.
Таблично-волновые генераторы Waldorf Blofeld
У Waldorf Blofeld генератор устроен проще, но имеет свои преимущества. Загруженные в память волновые формы не имеют слоёв, но их существенно больше — 118 ячеек, 79 из которых заводские, а в оставшиеся вы можете загрузить свои формы, или даже нарисовать их в специальном редакторе.
Кроме этого, генераторы Blofeld синтезируют 4 классические формы волны, а также умеют воспроизводить монофонические семплы, под которые в устройстве выделено 64 мегабайта памяти, и которые можно загрузить в инструмент с помощью приложения Spectre.
Архитектура Massive
Лучше всего иллюстрирует структуру Massive схема, представленная на вкладке Routing:
Сигнал с любого из генераторов (Osc 1, Osc 2, Osc 3) можно отправить на один из двух фильтров (Filter 1 и Filter 2), умеющих работать параллельно или последовательно, далее сигнал поступает на блок усилителя (AMP), встроенные эффекты (Fx 1 и Fx 2) и выходной параметрический эквалайзер (EQ). Особенностью Massive является наличие цепи обратной связи (Feedback) и двух дополнительных эффектов (Ins 1 и Ins 2), которые можно вставить в разрыв различных участков цепи инструмента.
Архитектура Waldorf Blofeld
Blofeld имеет похожую на Massive архитектуру. Сигнал генераторов можно направить на один из двух фильтров. Фильтры также могут работать параллельно или последовательно, далее сигнал поступает на блок усилителя и встроенные эффекты.
Однако у Blofeld есть важная особенность — в отличие от Massive, при параллельном использовании фильтров, сигнал с каждого из них можно панорамировать для создания стереофонических звуков, хотя сами по себе генераторы у инструмента монофонические. Massive же может синтезировать только монофонические звуки и добиться широкого стерео можно лишь помощью генератора унисона или эффектов стереорасширения.
Онлайн курс от Андрея Девятых и WaveForum
В следующих статьях я буду демонстрировать создание различных тембров используя Massive. Это очень мощный и универсальный инструмент, однако есть он далеко не у каждого, поэтому подробно синтез звуков для Blofeld имеет смысл рассматривать только если вам это действительно интересно и интересующихся будет достаточное количество. 😊
Автор: Андрей Девятых Композитор, саунд-дизайнер, звукорежиссёр, куратор направления «Синтез звука» в WaveForum
Телеграм канал Создание звука с Андреем Девятых
Группа в ВК Создание звука с Андреем Девятых
Все части цикла статей:
Часть 1: Синтез звука: как вывести вашу музыку на новый уровень
Часть 2: Какие бывают синтезаторы и где их лучше применять
Часть 3: Основы физики звука
Часть 4: Синтезируем классический электронный бас
Часть 5: Синтезируем аналоговый лид
Часть 6: Синтезируем пэды
Часть 7: Использование арпеджиатора
Онлайн курс от Андрея Девятых и WaveFroum