Что касается дальнейших явлений Иисуса ученикам, то, если Он и являлся им – это вовсе не значит, что должен был являться в виде своего ожившего трупа, типа оживленного им Лазаря, который, как мы знаем, впоследствии опять умер, как и все.
«19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» - какого такого дома «где собирались ученики», когда у них не было никакого своего пристанища в Иерусалиме и они ночевали с Иисусом в Гефсимании, в саду, где спали на голой земле? Это сразу ставит под сомнение всю сцену Явления, цель которой – показать Воскресшего ученикам, и Его чудесную новую способность проходить в теле сквозь стены.
«21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» - но Дух на них не сошел, и, согласно Деяниям, сошел гораздо позже «в виде огненных языков»; в то же время это утверждение противоречит неоднократным обещаниям Иисуса, что, когда придет к Отцу, то только тогда ПОШЛЕТ им Утешителя, Духа Истины, и когда придет к ним Дух, то научит их всему – а тут вдруг дунул и говорит «принимайте», будто Дух Святой - это выдохнутый Им воздух.
И – вослед этому совсем уже странное утверждение, ни к селу ни к городу, вдруг – про грехи, их прощение и оставление. К чему это здесь? Это очередная грубая вставка, видимо, еще более поздняя, с целью очень простой и примитивной: нужно было утвердить особые сакральные права преемства новоявленной иерархии от апостолов повелением Самого Иисуса, им одним пославшего Духа ради одного только их особого права совершения церковных таинств («Кто может прощать грехи как только Бог»). И потому современное церковное учение утверждает, что ОБЩИЙ Святой Дух сошел на Церковь в день Пятидесятницы, а на апостолов особо был дунут Иисусом, как на сакральных носителей и раздаятелей благодати, и особо освященных совершителей церковных Таинств. Однако, вся эта хитросплетенная ложь разваливается враз Сошествием Духа на все тех же апостолов «в виде огненных языков», которое стало для них обещанным Иисусом КРЕЩЕНИЕМ Духом и рождением Свыше, поскольку Сам Иисус вопреки пророчествам Иоанна при жизни никого не крестил, а Дух Святой крестил их, сойдя на них в день Пятидесятницы. Вот и получается опять телега впереди лошади: апостолы якобы получили Духа и благодать от Иисуса на совершение Таинств ДО ТОГО, как были крещены Духом, абсурд.
При этом заметим, что в ранней церкви об этом не знали, грехи исповедовали, как завещал Иисус, друг другу, а «хлеб ломили» и причащались сами в кругу семьи, ничего не зная ни о каких особо освященных совершителях Таинств – и такая практика причащения продолжалась на протяжении нескольких веков, несмотря на постепенное отстранение мирян от совершения таинств в пользу иерархии, самозвано объявившей себя «особо освященными» от Самого Иисуса на основании все того же стиха 22 20-й главы ев. Иоанна.
Далее следует сцена повторного явления Иисуса все в том же доме ученикам через восемь дней – так и сидели там безвылазно «страха ради иудейского»? И обращения Фомы, который в первый раз отсутствовал и пожелал сам вложить пальцы в раны Иисуса. Однако, в своем собственном евангелии Фома Дидим (близнец) ни о каком явлении Воскресшего Иисуса ему лично не упоминает, что – согласитесь – является весьма странным фактом его столь избирательной забывчивости: о чем только ни рассказал, а о таком столь великом событии в его жизни – забыл?
Я лично думаю, что описанных здесь посмертных явлений Иисуса ученикам не было, и возникли они в этом месте евангельского рассказа из – вы будете смеяться – ревности к женщине, которой первой явился в видении Иисус, чтобы ее утешить, как всегда поступал с горюющими. Она рассказала о своем видении ученикам, которые и так ее весьма недолюбливали, и они захотели впоследствии и сами, что называется, «не ударить в грязь лицом» перед бабой, и придумали это явление в тот же день «в горнице», которой у них в Иерусалиме просто не было.
В целом, подводя итоги этих очень схематичных и формальных по сравнению с живостью предыдущего повествования описаний двух явлений Воскресшего Иисуса ученикам, от них возникает стойкое послевкусие недостоверности. А «примите духа» и проч. выдают себя своей неуместной здесь ангажированностью под заказ нарождавшейся иерархии, желавшей подтверждения своих особых сакральных прав от Самого Иисуса и апостолов, как поздние дописки и грубые внедрения в первоначальный текст, если вообще можно говорить о каком-то первоначальном едином тексте. Скорее, представляется куда более вероятным, что ученики, напуганные, растерянные, обескураженные страшной казнью и гибелью учителя, и опасаясь преследований со стороны иудеев, поспешили сразу же после исчезновения тела своего Учителя, которого намеревались похоронить все вместе, ничего более не дожидаясь, навсегда покинуть чужой и враждебный им город и вернулись на родину в Галилею. И никаких явлений им Иисуса «во плоти» не было – во всяком случае, в Иерусалиме.
Забегая вперед, скажу, что в ев. Маркиона, являющемся, как сегодня окончательно установлено, ПРЕсиноптическим текстом, и потому более достойным доверия, чем синоптики, о посмертных явлениях Иисуса говорится несколько иное, и подробнее. Мы еще вернемся к подробному разбору этого евангелиия, сейчас лишь кратко укажу последовательность: Мария Макгдалина с еще несколькими женщинами приходит утром ко гробу, они находят, что тела нет (о камне двери ничего не говорится), им тут же являются два ангела сообщающие о воскресении, они сообщают апостолам, никто не верит, но Петр бежит к пещере и видит только пелены, и отходит «в себе дивяся бывшему», потом на пути в Эммаус – почему-то – Иисус присоединяется к двум на пути, рассказывает им про свое Воскресение и вечером за ужином исчезает «в преломлении хлеба», те бегут обратно в Иерусалим к апостолам с вестью (между прочим 60 стадий – это двадцать километров, четыре часа быстрого ходу, сели ужинать в конце дня, допустим, часов в восемь после дня пути, значит у апостолов были не ранее, чем в полночь) те им сообщают, что Иисус Воскрес и явился Симону (но Симон Его не видел, видел только пелены во гробе, женщины вообще не упоминаются как и ангелы), тут же появляется среди них Воскресший, показывает раны на руках-ногах, ест рыбу и мед, разговаривает – думаю, проводит с ними несколько часов, и значит, на рассвете понедельника выводит их за город и там возносится перед ними – то есть все события до Вознесения укладываются в одни сутки. Да, велит им оставаться в Иерусалиме, доколе не облекутся «силою Свыше».
А вот Павел – правда, несомненно с чужих слов, но его свидетельство все-таки наиболее древнее – пишет в 1 Кор 15,5-8 «...явился Кифе, потом двенадцати;потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам;а после всех явился и мне, как некоему извергу».
Весь этот сумбур и путаница указывает на множившиеся в среде христиан слухи о Воскресшем, как правило, по всей видимости, малодостоверные. Например, явление Иисуса «пятистам братьям в одно время» трудно себе представить: если одновременно людям, находившимся в разных местах, то как можно было установить одновременность явления – путем соцопроса и выявления всех пятисот поименно?; если собранных в одном месте – вообще не представимо, чтобы такая толпа собралась где-то тайком, скрытно, чтоб Иисус мог явиться им одним и больше никому – в общем, сказка. «потом явился Иакову, также всем Апостолам» - явно после рассказов одних и другие тоже захотели прослыть удостоенными – и понеслось… Люди есть люди, любят врать и преувеличивать в свою личную пользу, и вера – к сожалению отнюдь не помеха в проялении личной человеческой непорядочности.
Скорее всего, слухи о явлениях Иисуса множились и распространялись, возникла даже мода прослыть удостоенным – и вот уже перед нами сотни явлений вполне фальшивых. Не утерпел и Павел примкнуть к тому же поветрию: захотев возглавить христианство, поспешил и себя объявить сподобившимся явления ему Того, кого гнал нещадно в лице Его последователей. Но об этом мной уже не раз подробно говорено…
Из всего этого, во что я лично готов поверить – это в упомянутое нами выше явление Иисуса Марии у пустого гроба В ВИДЕНИИ, более Он вряд ли кому-то являлся в теле ли или вне тела, окончательно удалившись из мира, вознесшись к Отцу Своему и «седе одесную Бога». Во снах и видениях – возможно, но не наяву.
На этом, казалось бы, заканчивается ев. Ин. заключительной фразой: «30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» - вроде бы подведение черты и точка.
Ан нет, есть еще и глава 21