Сергей Хорошевский показывает Москву с непривычного ракурса. В канале «Романтика окраин» он публикует фотографии и рассказы о своих прогулках по промышленным зонам, заброшенным железнодорожным веткам и спальным районам. Поговорили с автором об ускользающем величии этих мест и о том, почему знакомство с непарадным городским ландшафтом — важная история для любого жителя города.
О хобби
Я работаю в сфере образования, но мой блог никак не связан с моей работой. Считаю, что любой человек должен быть всесторонне развит и разбираться в разных областях, будь то живопись, если ты, допустим, бухгалтер, или музыка, если ты например медик. Сам стараюсь руководствоваться этим принципом. Что интересует меня больше всего: краеведение, история и перемены в городской среде.
Об идее фотолетописи
Когда-то давно, еще в раннем студенчестве, я заметил, что город стал стремительно меняться — сначала исторический центр, а потом и промзоны. Я подумал, что было бы здорово фиксировать эти изменения. Вооружился фотокамерой и стал разрабатывать маршруты. Снимки выкладывал сначала в ЖЖ для узкого круга друзей, а когда нашел свой формат, решил выйти и на широкую аудиторию. Тогда же я узнал о Дзене и завел там канал. Понемногу стал набирать читателей. На сегодня у блога 5,6 тысяч подписчиков и 38,3 тысячи аудитория.
О деньгах и отклике
Канал приносит мне в среднем 15-20 тысяч рублей в месяц. Сумма не то чтобы большая, но это и не столь важно. Я никогда не ставил себе целью зарабатывать на блоге, гораздо приятнее осознавать, что людям интересно то, о чем я пишу. В комментариях появляются читатели, которые знают тот или иной район, со своими порой весьма интересными рассказами или замечаниями — это оживляет мои истории. Например, один из пользователей рассказал под постом об Электрозаводской ветке, что раньше работяги называли тепловозы, которые здесь ходили, «Грачиками» — в честь бывшего начальника железнодорожного цеха Юрия Грачикова.
О восполнении пробелов
В этих городских прогулках — подлинная, настоящая свобода: ты можешь ходить, где хочешь, и не повстречать на всем пути ни одной живой души, слушать гудки тепловозов, перестукивание колес, любоваться огнями светофоров. Стоять на высокой насыпи и смотреть, как внизу медленно выползают из тоннеля трамваи, а над ними в завесе дождя одна за другой сверкают молнии. Разгул стихии, ветер и дух свободы. Ничто не заменит этого.
Непарадная Москва — такая же полноправная часть городского организма со своими уютными уголками и историей, как например сверкающая огнями машин и витринами Тверская. Но об этой улице и подобных ей написано немало, а о промышленной Москве не пишет почти никто. Я, как могу, восполняю этот пробел — ведь это большой и удивительный мир.
Об открытиях
Когда забрел куда-то и потом пишешь заметки для поста, приходится копаться в разных источниках и узнавать для себя что-то новое: когда и кто построил тот или иной завод, что там производили и т.д. В процессе всегда совершаешь много любопытных открытий. Например ж/д-ветка в промзоне на Ходынском поле — по ней мы с мои другом, когда нам было лет по восемь, удирали на великах от одичавших собак. Тогда нам было невдомек, что она обслуживала знаменитые предприятия — Сухой и МиГ — производившие боевые самолеты, которые до сих пор стоят на страже нашего неба. Большинство людей об этом не знают и совершенно зря. Сегодня этой ветки уже нет — на ее месте улица Маргелова.
О маршрутах
Идеи путешествий иногда подсказывают друзья и коллеги по хобби, а бывает, что я действую по наитию: открываю карту и по ней выстраиваю приблизительный маршрут. Еще есть замечательный старый сайт «Ж/Д экзотика», посвященный промышленным железкам. Несколько раз он вдохновлял меня на то, чтобы пройти теми же маршрутами, что и авторы, чтобы спустя годы сравнить, что осталось в сохранности, а что ушло навсегда.
ТОП-5 маршрутов и мест непарадной Москвы
1. Бойня
Станция «Бойня» сейчас практически не используется и относится к Окружной железной дороге (МЦК). Она появилась еще в царское время для обслуживания городских боен и до недавнего времени использовалась для нужд Микояновского мясокомбината. Теперь это в прошлом. Когда-то существовало продолжение этой ветви в Симоново к нефтяным складам и заводу «Динамо», но сейчас его разобрали. Находится Бойня около метро «Волгоградский проспект». Нужно выйти из выхода №3 и там вы увидите здание за забором. Очень атмосферное место с железной дорогой и дымящими трубами ТЭЦ. Разумеется, нужно соблюдать осторожности: все же хождение по ж/д путям опасно.
Карта: https://yandex.ru/maps/-/CCUANWxB~B
2. Станция «Новопролетарская»
Когда-то эта станция обслуживала обширную промзону Грайвороново, теперь от нее осталась только Карачаровская металлобаза. Движение на станции есть, но не интенсивное. Ходят слухи, что в скором времени ее ликвидируют, так что ловите момент. Находится она рядом с Зеленодольской улицей, в тупике у дома 28с5 по этой улице. Нужно выйти из выхода № 1 метро «Кузьминки», повернуть направо, дойти до кругового движения, еще раз повернуть направо, перейти улицу и у означенного дома между магазинами «Пятерочка» и «Магнит» повернуть во дворы налево.
Карта: https://yandex.ru/maps/-/CCUAy-eH~B
3. Электрозаводская ветка
Красивое и в целом безопасное место. Электрозаводская ветка берет начало у станции «Черкизово» на Окружном проезде и идет через жилые районы и промзоны до Электрозавода. Наверное, самая изученная ферроэквинологами — любителями железных дорог — промышленная ветка с редким ныне движением и богатой историей. Ее окрестности — Ткацкая и Электрозаводская улицы. Попасть туда можно, выйдя из метро «Черкизовская» или со станции МЦК «Локомотив», далее идти параллельно Окружной ж/д (МЦК) до Щелковского путепровода, пройти под ним, выйти на Окружной проезд и идти по нему до ж/д переезда, а затем направо по ветке.
Карта: https://yandex.ru/maps/-/CCUAy-czdD
4. Курьяново
Буквально недавно писал о Курьяново — рабочем поселке 50-х годов, расположенном около Курьяновских станций аэрации, у новой платформы МЦД-2 «Курьяново». Там вы обнаружите старые домики и какую-то древнюю, позабытую тишину, совершенно несвойственную Москве. Единственный нюанс: иногда может немного неприятно пахнуть, если не повезло с направлением ветра и он дует со станций аэрации.
Карта: https://yandex.ru/maps/-/CCUA5ASF8A
5. Тушино
Неподалеку от метро «Тушинская» есть отличные места. Там, на берегу Деривационного канала, расположен завод «Красный октябрь». Ну и вообще классно просто прогуляться вдоль канала. Все вполне легально, люди там часто жарят шашлыки.
Карта: https://yandex.ru/maps/-/CCUA5AwtgA
Подготовила Наталия Хомякова