В конце XX века американские ученые-историки Нил Хау и Вильям Штраус разработали и представили миру Теорию поколений. Идеи этой теории описаны в двух книгах "Поколения" и "Четвертое превращение". В них за период с 1584 года и до наших дней проводится анализ поколенческих архетипов.
Поколение здесь определяется как совокупность всех людей рождённых в промежуток времени, составляющий примерно 20-22 года.
При этом, представители одного поколения разделяют одну и ту же историческую эпоху и ключевые исторические события, а также они разделяют определенные общие убеждения и модели поведения.
Чередующиеся поколения не одинаково смотрят на мир и имеют свои фундаментальные ценности.
Различия между ними обусловлены, в первую очередь, разным опытом, характерным для соответствующего исторического периода и среды обитания. То есть, для конкретной экономической и политической ситуации, а также для определённого уровня технологического развития общества.
Один цикл состоит из четырех периодов и составляет примерно 80-90 лет.
Исследования подтверждают, что ценности поколений во всех странах схожи. Причина в том, что решающую роль здесь играют ключевые события и явления в мире в целом, такие как глобальные войны, появление интернета, мобильная связь и пр.
Современные нам 4 поколения выглядят так:
- Бэби бумеры, рождённые в 1943 - 1963 годах;
- Иксы X, рождённые с середины шестидесятых по начало восьмидесятых;
- Игреки Y — миллениалы, родившиеся после 1982 года;
- Зеты Z — центениалы, рождённые с 1995 по 2001 год.
Для “Зэтов” наши технологии будущего это уже настоящее. Они существуют изначально в крайне объемном информационном поле, испытывая при этом меньший уровень стресса, чем предшествующие поколения, при общении с гаджетами и новыми технологиями.
Они спокойно берут то самое важное, что может дать им интернет и высокая мобильность практически любых их действий.
Исследования показывают, что у поколения Z вопрос грамотного обращения с деньгами является одним из приоритетных. И вот тому несколько примеров.
1. Представители нового поколения стараются как можно раньше обеспечивать себя сами.
Они стремятся начать рано зарабатывать, сокращают расходы, ведут личный бюджет и ставят финансовые цели.
Статистика США говорит нам о том, что 83% подростков регулярно отслеживают расходы, 60% уже открыли себе сберегательный счёт, а почти 50% поставили себе финансовую цель накопить 2500 долларов и больше. Многие копят себе на учёбу.
2. Они не рассчитывают на государственную пенсию.
Уже будучи подростками цифровые аборигены начинают откладывать часть личных денег и приумножать накопления, испытывая на собственном опыте различные инвестиционные инструменты. Их цель создать себе пенсионные накопления независимо от внешних обстоятельств.
По опросам, 12% Зетов уже выделяют деньги на пенсию, а ещё 35% планируют начать это делать с 20 лет.
3. Z стараются не использовать кредиты.
Они в принципе ценят свободу и избегают избыточных обязательств. Сюда же подходят и кредитные обязательства.
Единственным оправданным кредитом они считают кредит на образование или покупку жилья. Но, по исследованиям в США, даже таких не более 30%.
4. Зеты рациональны в своих покупках.
Сиюминутная радость или выгода всегда на втором месте по сравнению со стратегическим финансовым планированием.
Зеты предпочитают откладывать всё заработанное и не тратить деньги сразу. Они распределяют бюджет на долгосрочные перспективы и текущие потребности.
Они также не переплачивают за бренд или за статус.
5. Молодёжь инвестирует в эмоции и впечатления.
Для этого поколения приоритет инвестиций в собственное развитие, образование и путешествия не вызывает никакого сомнения.
Кроме того, для них крайне важна социализация. Поэтому часть бюджета всегда уходит на встречи с друзьями в кафе и прочие совместные мероприятия.
6. Самые прогрессивные инвестиции для самых молодых.
Z не просто не боятся инвестировать, но ещё и выбирают самые передовые автоматизированные сервисы. Они больше информированы об инвестировании в различные инструменты. Они больше диверсифицируют и испытывают свои ресурсы в вариантах от консервативных до экстра агрессивных.
Среди множества вариантов для вложения своих денег, представители нового поколения выбирают самые продвинутые решения.
Статистика показывает, что частота и суммы инвестиций у поколения Z больше чем была у поколения X и Y в том же возрасте.
Как следствие, в вопросе управления личным капиталом, поколение Z активно занимает лидирующие позиции. Может пока не по объемам вложенных средств, но по количеству используемых вариантов и стратегий.
И если у вас есть возможность общаться с молодыми инвесторами, то эту возможность не стоит упускать. Хотя бы потому что они стараются работать с деньгами на острие технологий и смотрят в будущее чуть дальше чем non-digital X и Y.