Найти тему
Сергей Мишин

Вместе с церковью

Оглавление

100 лет большевики и либералы преподают нам обрезанную историю России. В их версии наша история отрезана от Русской Церкви. Это ложь, влекущая новые ошибки для современников. Можно быть атеистом, но нельзя отрицать ключевую роль Русской Церкви в создании русской цивилизации, вплоть до того, что коммунистический мегапроект был антитезой первого мегапроекта – православного.

(отрывок из книги «Консервативные Тетради»)

Андрей Рублев. Святая Троица. Икона написана в обратной проекции. При прямой, классической проекции, если продолжить прямые линии, то они сойдутся за картиной. При обратной проекции линии сходятся перед картиной, что символизирует бесконечный мир перед взором человека.
Андрей Рублев. Святая Троица. Икона написана в обратной проекции. При прямой, классической проекции, если продолжить прямые линии, то они сойдутся за картиной. При обратной проекции линии сходятся перед картиной, что символизирует бесконечный мир перед взором человека.

Последние 100 лет Русская Православная Церковь ушла из нашей обиходной жизни. Большевики уничтожили тысячи храмов, множество кладбищ сравняли с землей. На фоне планшетов, айфонов, стадионов и флэшмобов кому-то может показаться, что и предыдущие 1000 лет Церковь не играла сколь-нибудь значимой роли и в жизни общества, и в повседневной жизни простого человека.

Если вы так считаете, значит вы дико заблуждаетесь. До 1917 года Церковь была главной и определяющей компонентой всей жизни в России, всей русской цивилизации. Важнее, чем императорская власть.

Предлагаю общий взгляд на историю христианского движения, от зарождения до наших дней. Естественно, это и не научный доклад, и не длинная популярная статья. Это лишь фиксация исторического скелета. Желающие получить более подробные знания легко могут сейчас это сделать.

1. Испорченные учебники

Большевики среди прочих злодеяний кардинально исказили русскую историю. Для большевиков, особенно для первобольшевиков Русская Православная Церковь была главным врагом. Большевики обладали чрезвычайно высоким интеллектом и понимали, что главный враг — это не повелитель дредноутов и линкоров, а повелитель умов. Поэтому прямо звериная ненависть к РПЦ (у современных либералов тоже).

Помимо прямой атеистической пропаганды большевики просто выдрали из истории России православную церковь. 100 лет нас учили по исковерканной истории. Понятно, что просто выдрать нельзя, нужно вместо выдранного реального куска истории вставить выдуманный конструкт. В результате многие события русской истории стали выглядеть надуманно и необъяснимо. Классический пример, воссоединение Украины и России при Богдане Хмельницком. По советской версии Хмельницкому, как вождю украинского народа не хватало сил в борьбе с Польшей, поэтому он обратился за помощью к русскому народу. Тут же возникает вопрос, почему бы Хмельницкому не объединиться с крымским ханом или венгерским королем. В действительности на момент объединения никакого украинского народа не было. То же самое, с разделами Польши. Советская версия выглядит примерно так. Пруссия, Австрия и Россия просто разодрали ослабевшую Польшу. Правда границу раздела почему-то провели ровно по границе между православными и католиками. В реальности разделы были вызваны восстаниями диссидентов. При Екатерине слово «диссидент» обозначало не соратников академика Сахарова, а русских православных повстанцев в католической Польше.

Кстати, некоторые современные либеральные версии истории продолжают фальшивые советские версии. По современной либеральной версии восточная отсталая варварская страна аннексировала свободную европейскую страну Украину, превратила ее в колонию. Несколько столетий Россия выжимала соки из Украины и жила за счет ограбления украинского народа, так как русские работать не умеют. Тоже самое и с разделами Польши. Это захват колоний и насильственная русификация местного населения.

К теме объединения Москвы и Малороссии вернусь чуть позже, в части 15 этой статьи.

2. Появление христианских церквей, 40 год от Р.Х.

Примерно 1990 лет тому назад, в первом веке нашей эры сразу после распятия и вознесения Христа возникли первые 4 (четыре) христианские церкви: Иерусалимская, Антиохийская (Сирия), Александрийская (Египет), Римская (Римская империя). Все эти четыре церкви возникли практически одновременно. Каждая из этих церквей была основана одним из апостолов. Римская церковь приобрела первостепенный статус благодаря происхождению от апостолов Петра и Павла, но, главное, благодаря нахождению в Риме императора.

3. Равнозначность первых церквей

Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская никогда не подчинялись и не подчиняются Римскому патриарху (папе) в силу равенства происхождения. Во главе каждой церкви стоит патриарх. Более того, эти церкви первые несколько столетий были интеллектуальными (духовными) лидерами. Лидерство трех восточных церквей связано с близостью к местам расцвета древнегреческой философии. Как известно, библиотека в Александрии была крупнейшей библиотекой древнего мира. Греческий язык после завоеваний Александра Македонского стал языком межнационального общения на Востоке. Утонченные греки приняли идею монотеистического христианства, но, вероятно, именно греки перевели начальное учение Христа в современное интеллектуальное пространство. Они писали книги, проектировали храмы, ввели обратную проекцию для икон. Разработали церковную музыку и пение.

Еще раз. Сейчас мы воспринимаем Иерусалим, Антиохию и Александрию как восточные города с преимущественно мусульманским характером. Даже израильский Иерусалим, особенно в историческом центре, сохраняет черты мусульманского города. В первые века нашей эры это были интеллектуальные центры Древнего Мира примерно, как Оксфорд наших дней.

Также отметим, что восточные церкви не подчиняются константинопольскому патриарху в силу неравенства происхождения.

4. Константинопольская церковь возникла гораздо позже, 400 г от Р.Х.

Патриархия в Константинополе развилась через 300-400 лет жизни Христа вследствие раздела Римской империи на Западную и Восточную со столицей в Константинополе. По мере варваризации Западного Рима и сохранения империи в Византии духовный, церковный центр сместился в Константинополь вслед за императором. Дублирование Римского папского престола привело к появлению многовекового, идущего до наших дней спора за первенство в христианской церкви. Одновременно, произошло некоторое снижение статуса Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской церквей. Эти города вплоть до мусульманского нашествия находились под властью византийского императора, поэтому патриархи этих трех церквей признали определенное первенство Константинопольской церкви. Это никогда не было подчинением, но, скажем, при упоминании церквей всегда первой упоминают Константинопольскую церковь. Кроме того, в силу административной близости возникла и каноническая близость. Все четыре церкви – Константинополь, Иерусалим, Антиохия, Александрия – являются православными церквями. На Западе эти церкви называют ортодоксальными, потому что они наиболее близки первичному, восточному пониманию христианства.

Не стоит удивляться росту влияния и статуса Константинопольского патриарха. Многие столетия Византийская империя была самой богатой и технологически развитой страной. Византийские императоры могли тратить гигантские по тем временам ресурсы для поддержки церкви. Центральный храм Константинополя, храм святой Софии долгое время был самым грандиозным строением в мире.

5. Приход мусульман на христианские территории, 650 г. от Р.Х.

В 7 веке мусульмане мгновенно покорили Африку, Испанию, Ближний Восток, Иран, Среднюю Азию и проникли в Индию. Египет, Сирия и Иерусалим из подчинения христианской Византии навсегда перешли в подчинение мусульманской власти. Первые мусульмане прямо не притесняли христиан и христианские церкви. Но, на христиан был наложен особый налог, который не платили мусульмане. Как следствие, не сразу, но три церкви, Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская испытали неизбежное ослабление. Кроме того, эти церкви сильно отдалились от Римской церкви и окончательно признали первенство Константинопольского патриарха.

6. Раскол христианства, 1054 г. от Р.Х.

Конфликт Римского и Константинопольского патриархов нарастал и в 1054 году от рождества Христова раздел на католиков и православных завершился окончательно и навсегда. Бесспорно, все первые 10 веков нашей эры Римский престол и духовно, и интеллектуально был ниже Константинопольского престола. Европа тогда была просто варварской территорией, где не знали, что такое вилка, а письменность была известна лишь в монастырях. В Константинополе умело писать большинство населения. Интеллектуальные споры греков, скажем, о допустимости икон были понятийно недоступны латинянам.

Постепенно Рим сформулировал свою версию христианского учения. Если бы не гибель Византии, то Римский престол никогда бы не занял того статуса, который известен нам сейчас. Тем не менее, Византия проиграла. Она устала биологически, а геополитически оказалась между молодыми агрессорами, Европой, мусульманами и тюрками, которые за 7 столетий разорвали блестящую страну.

7. Крещение Руси, 980 г. от Р.Х.

Русь получила крещение от Константинополя. Существует летописная легенда о выборе религии. При святом Владимире перед крещением сравнили все религии и церкви: католиков, мусульман и православных. Выбрали православие.

Как я понимаю, рационально тот выбор был вполне оправдан. Варварский Рим того времени никак не мог сравниться с великолепием императорского Царьграда. Конечно, киевские славяне вряд ли могли оценить интеллектуальные различия Рима и Константинополя и, наверное, больше следовали визуальным впечатлениям. Хотя, кто его знает, ведь вместе с православием пришла и славянская письменность.

Важно знать, что первые 600 лет после Крещения верховный церковный чин на Руси назывался «Киевский митрополит», то есть не патриарх как сейчас! В наше время звание митрополит имеют, наверное, десятки православных церквей мира. Несколько столетий большинство Киевских митрополитов были греками. Первое время Константинополь просто делегировал своих представителей на территорию, где долго еще господствовали языческие традиции, особенно если мы вспомним про независимость деревни при Северном Трансфере.

Как я понимаю, интеллектуальная власть Киевского митрополита не была всесильной. По-видимому, сосуществование с язычеством, особый русский архетип сформировали и особый «старорусский обряд», который начал постепенно отходить от византийского (греческого) оригинала.

8. Переезд митрополита в Москву, 1325 г. от Р.Х.

После разгрома Киева монголами Киевский митрополит переехал во Владимир к Великому Князю. Сразу обращаю внимание,

после переезда во Владимир митрополит сохранил название, он не стал называться Владимирским, он продолжал называться Киевским.

Затем в 14 веке Киевский митрополит уехал в Москву. Здесь в Москве русский церковный престол остается и да наших дней, без всяких перерывов. В советских учебниках истории рост Москвы объяснялся сплетением торговых путей, хитростью, отвагой и предприимчивостью московских князей. Мол Иван Калита это прямо Ротшильд того времени. Дмитрий Донской возглавил сопротивление тюркам. Все это верно в той или иной степени, но первичны два других момента, не упоминаемые в наших учебниках.

Первое. Все владимирские и московские князья вплоть до царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, имели кровную, биологическую преемственность с князем первокрестителем Владимиром. Причем эта преемственность шла по старшим сыновьям. В Средние Века именно связь по старшим сыновьям давала наибольшие легитимные права на владение территориями. Так было по всей Европе, было и в России. Понятие «первородства» было одним из ключевых социальных инструментов того времени. Оно касалось не только властителей, но и простых крестьян. Вероятно, в современной жизни понятие «первородства» можно соотнести с «гражданством». Забегая немного вперед, скажем, что князья соседнего Великого Княжества Литовского не имели подобной преемственности. Таким образом митрополит шел вслед за старшим в княжеской семье.

Второе. Также как и биологическая преемственность князей существует особая церковная преемственность от святителя Владимира до нынешнего патриарха Кирилла. Нам циничным почитателям смартфонов трудно ощутить важность церковной преемственности. Я явно не знаток церковной жизни, говоря точнее, я православный, но не воцерковленный. Тем не менее, я слышал про процедуру «рукоположения» и мистическую веру в духовную передачу святости «через руки». Говоря проще, патриарх Кирилл связан прикосновением рук со святителем Владимиром, а тот с самим Христом.

9. Флорентийская уния, 1438 г. от Р.Х.

К 15 веку над Византией нависла смертельная угроза, турки-османы окружили остатки ослабевшей империи. Византийские императоры осознавали слабость своих ресурсов и для спасения своей христианской страны задумали сделку: получить военную помощь от католиков в обмен на отказ от духовных принципов и признание полного и абсолютного верховенства Римского папы. Долго шли переговоры. Когда на переговорах пришли к предварительному согласию, то решили закрепить сделку решением Всемирного Собора. Это было грандиозное событие того времени. Последний всемирный собор, с участием латинских и восточных церквей собирался за 1000 лет до этого. Всемирный собор собрался во Флоренции. От Русской церкви был тоже делегат, грек, но русский митрополит Исидор.

Стороны подписали (письменно!) Флорентийскую унию в 1438 году. Каждый делегат, и от латинян, и от православных лично подписывал документ. Византии сделка не помогла. Как всегда, бывало, в истории, европейцы цинично и лицемерно отказались от исполнения своих обязательств. Вместо грандиозной армии Европа послала слабую армию, которая была наголову вырезана турками. В 1453 году турки взяли Константинополь. Греки во главе с императором защищались героически, но все погибли во время штурма. Самое долгая и просвещенная империя в европейской истории исчезла.

10. Начало России, 1441 г. от Р.Х.

В этой календарной точке государственная и религиозная истории России сливаются и остаются неразрывными почти 500 лет, вплоть до разрыва 1917 года. Московский делегат грек Исидор возвратился из Флоренции в Москву и надеялся на лояльность русичей и, прежде всего, москвичей. По традициям того времени население, включая властителя, должны были преклонить колени перед унией и целовать крест в знак подчинения новым правилам. На удивление Исидора преклонение и целование не произошло.

Князь Василий Второй Темный и москвичи уперлись и отказались признавать Флорентийскую унию.

Горожане даже объявили бунт и восстание.

Митрополита Исидора сначала заключили в тюрьму, а потом прогнали. В 1441 году сами московские епископы избрали митрополитом русского, Иону. С тех пор только русские (великороссы, малороссы, белороссы) становились во главе русской церкви, а сама церковь уже никогда не подчинялась Константинополю. Были моменты сближения, но подчинение исчезло навсегда.

Сейчас, глядя из 21 века, трудно назвать базовые причины, почему русские единодушно (!) не признали унию.

Москва в те годы — это абсолютно периферийное европейское княжество, подчиненное Орде, никак не влияющее на европейские дела. И сама Европа слабо влияла на московскую жизнь.

Ведь большинство православных церквей признало Флорентийскую унию. Лишь некоторые греческие монастыри категорически отказались соглашаться с унией. С точки зрения материальных интересов Москвы признание или непризнание унии было далеко не первостепенным. На первом месте стояла межгосударственная борьба с тюрками и Литвой. Казалось, вопрос с унией никак не повлияет на решение первостепенных вопросов. Более того, было понятно, что бунт и неподчинение не останутся без мести, что и произошло вскоре. Тем не менее, москвичи проявили свою волю.

Позволю себе такую аналогию. Сейчас в США и в мире идет движение Black Lives Matter (BLM) в защиту американских негров. Наша страна по понятным причинам не погружается в эту тему. Теперь представим себе, что США объявили нечто фантастическое. Каждая страна должна извиниться перед неграми. Если страна не извинится, то в этой стране запрещается хождение долларов, а у граждан этой страны блокируются все счета. Задумайтесь, как должна вести себя Российская Федерация?

11. Захват киевских епархий, 1460 г. от Р.Х.

Месть Константинопольского патриарха за строптивость не заставила себя ждать. Так получилось, что в 15 веке часть епархий Киевского митрополита (находившегося в Москве) находилась на территории, подчиненной католикам, Польше и Литовскому княжеству. Под их прямым воздействием, а также, как я понимаю, вследствие традиционного коварства Константинопольского патриарха произошел раздел единой русской митрополии. Параллельно Московской митрополии в 1458 году возникла Киевская митрополия, прямо подчиненная Константинополю. По сути, произошла аннексия части русской церкви.

Вновь образованная Киевская митрополия не имела прямой церковной преемственности с первокрестителем святым Киевским Князем Владимиром.

Полагаю, появление новой митрополии можно считать основанием украинской нации, хотя еще как минимум 200 лет после выделения Киевской митрополии термин «Украинский» как обозначение народа не применялся.

12. Россия – единственное православное государство, 16-19 века

К 16 веку возникла удивительная историческая ситуация.

Московское княжество оказалось единственным независимым православным государством.

Все остальные территории оказались под властью иноверцев, католиков (Украина, Белоруссия) или мусульман (Армения. Грузия, Болгария. Сербия, Греция, Египет, Сирия). Для русских в Московском княжестве это было очевидным чудом. Это чудо ощущалось всеми, не только элитой, но и всеми простыми людьми. В их понимании именно их упорство в следовании святыням и привело к поддержке Бога. В середине 16 века Великий Князь Иван Грозный принимает титул царя, то есть, цезаря, титул равный титулу римского, византийского императора.

13. Митрополит становится патриархом, 1589 г. от Р.Х.

Уникальность православной России была очевидной для всех православных людей по всему миру. В 1589 году Константинопольский патриарх официально закрепляет этот статус - признает независимость Русской Церкви посредством дарования автокефалии. Статус главы церкви повышается с митрополита до патриарха. Три другие восточные церкви подтверждают решение Константинопольского патриарха. Большую роль в этом процессе сыграл Борис Годунов. Только за этот поступок Годунов должен быть внесен в список великих деятелей России.

С тер пор Русская церковь считается пятой по статусу после Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. Напомню, по историческим меркам Русская Православная Церковь одна из самых «молодых». Она возникла через 1000 лет после жизни Христа. Все другие православные церкви возникли задолго до РПЦ.

Теперь представьте, Московский Патриарх стал пятым после патриархов, ведущих свою историю прямо от апостолов. Ни одна другая православная церковь не удостоилась подобного статуса. На современном уровне как будто новую страну приняли в постоянные члены Совета Безопасности ООН.

14. Поддержка православных народов

Русские восприняли факт независимости государства и появление Московского Патриарха не только как похвалу своему прежнему поведению. Как нормальные христиане русские восприняли события как новое обязательство для русских на будущую жизнь – нужно поддержать другие православные народы, нужно вести борьбу за их полное освобождение. Прежде всего, началась чисто финансовая поддержка. За сотни лет патриархи Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима получили тьму денег. Кстати, помощь собиралась во всех русских храмах.

На современном языке можно говорить о длинном и большом русском мегапроекте – освобождение православных. Проект начался Ливонской войной Ивана Грозного и закончился через 400 лет первой мировой войной, где Россия выступила в поддержку православной Сербии. Внутри проекта были войны с Польшей и Турцией. Плюс была Крымская война со всей Европой.

15. Воссоединение Малороссии и Киевской митрополии, 1654, 1686 годы от Р.Х.

В 17 веке в Малороссии началось восстание православного населения против польского католического угнетения. Еще раз, это было не просто национальной борьбой. Это было в первую очередь именно религиозное восстание, так как православные подвергались прямым политическим и финансовым ограничениям. Судьба русского народа на территории Польши подробно описана в статье «А03.2 ВКЛ». История зафиксировала даже случаи сожжения православных католиками (Гоголь, Тарас Бульба). В 1654 году Малороссия воссоединяется с Великороссией. Основной побуждающей силой для украинских казаков перейти под царя был факт единоверия.

То есть, будущие украинцы воссоединялись не с братьями по крови, а с братьями по вере. В 1686 году Киевская митрополия через 200 лет после аннексии возвращается под крыло Московского патриарха.

16. Окончательное восстановление Русской Церкви, 18 век

Во второй половине 18 века в Польше начинаются волнения и восстания православных диссидентов, повстанцев. Екатерина вместе с Австрией и Пруссией делят Польшу в три захода. Австрия и Пруссия забирают населенные католиками земли, Россия берет православные территории. Церкви будущих Белоруссии и правобережной Украины возвращаются под крыло Русской Церкви.

Кроме того, Австрия забирает земли, населенные русскими, но принявшие униатскую версию с подчинением Римскому Папе. В 20 веке Сталин присоединяет эти (бендеровские) земли к Украине. Это был неверный поступок. Сказалось самомнение большевиков. Екатерина могла, но не взяла эти земли. На крайний случай надо было создавать 16-ю советскую республику – Галицийскую.

17. Освобождение и независимость христианских стран, 19 век

В 18 веке начинается 200-летняя история множественных русско-турецких и русско-персидских войн. Её следствием стало освобождение христианских Румынии, Болгарии, Сербии, Греции, Грузии и Армении. Россия отдала за освобождение невосполнимые ресурсы. В наше время никто не благодарит Россию за этот подвиг. Страны празднуют дарованную русской армией независимость и не приглашают представителей России.

18. Продолжение Православного Мегапроекта в СССР

Помощь угнетенным сохранилась и в советское время. Церковь была под запретом, но страна с названием СССР помогала борьбе пролетариата, освобождению колоний и полуколоний, Индия, Китай, Африка, Латинская Америка. Естественно, сейчас ни одна из этих стран не говорит русским спасибо, равно как и освобожденные православные.