Найти тему
Сергей Мишин

Северный трансфер

Русская цивилизация и европейские братья разошлись еще в дописьменную эпоху вследствие строптивости нашего характера и благодаря двум изобретениям: русской печке и конному плугу. Расхождение было буквальным: евробратья с боями устремились на юг, в теплые края, наши предки ушли на север.

(отрывок из книги «Консервативные Тетради»)

Рерих. Три радости
Рерих. Три радости

Главным процессом в истории Европы, Азии и Северной Африки 5-12 веков было переселение народов. Как все знают, движения народов и войск показывают на исторических картах стрелками – векторами. Если суммировать все движения народов за эти длинные и темные века, то на карте будут доминировать два вектора.

Один вектор направлен из восточных степей, нынешних Казахстана и Сибири в Европу. Отсюда шли тюркские и монгольские племена. Поток начался казалось несокрушимым ударом гуннов. Затем раз в 100-200 лет где-то в Азии возникал очередной пассионарный взрыв и на земли Европы обрушивалась очередная волна эмигрантов, как мы говорим сейчас. Вся территория юга современной России, Венгрия, Балканы, особенно Ближний Восток испытали несколько волн воинственных переселений. Восточный вектор завершился созданием Золотой Орды, империи Османов в нынешней Турции и империи Моголов в Индии.

Второй вектор, южный поток шел с севера Европы на Юг. Множественные германские, а затем славянские племена шли в Испанию, Италию и Балканы. Часть из них попала даже в Африку и Сирию, а потом ассимилировались в историческом хаосе. Начали этот поток германские племена готы в 5 веке под давлением гуннов. Остатки готов были в Крыму еще в 16 веке. Закончили южный поток викинги. От них Нормандия во Франции, завоевание норманнами Британии в 11 веке и варяги на Руси в те же времена.

Оба потока, и южный, и восточный логически оправданы. Из тяжелого климата с бедным населением в богатые, теплые края. В страны с изнеженным и развращенным населением, которое легко завоевать варварским племенам.

Важно, что это были не разовые потоки, а непрерывные волны. Одна волна покоряла территорию и в силу культурной отсталости ассимилировалась местным населением. Одновременно, местное население впитывало варварские черты. Исчезала письменность, менялась одежда. Затем, лет через 100 появлялась новая волна и цикл покорения – ассимиляции повторялся. Южные славяне пришли в Балканы на земли, которые перед этим за 300 лет облюбовали готы, смешавшиеся с местным населением. Венгры пришли с востока на землю, освоенную еще Римом – Паннония. Италия испытала также несколько германских волн.

И вот на этой сводной карте непрерывного движения в теплые края практически не видно малого ручейка, направленного совершенно в обратную сторону – на север, в глухие, пустынные и холодные края. Именно так шли русские, наперекор всеобщему опьянению, направленному в теплый юг.

Сейчас точно неизвестно откуда вышли те, которые сейчас называются русскими, украинцами, белорусами или те, кто еще 19 веке назывался просто «русскими, русичами». Возможно, это север нынешней Германии и Польша. Также допустимо, что это Карпаты или современная Киевская область. Мы не имеем письменных источников по этому движению.

Собственно, по всему переселению народов мало письменных документов, что абсолютно понятно. Все переселенцы не имели развитой письменности. Есть лишь устные легенды и сказки. После переселения у эмигрантов появлялась письменность в виде копии латинского или греческого языка. Появлялись и первые историки, и у готов, и у славян (летописцы). Понятно, что эти историки записывали ход переселения по устным воспоминаниям, надежность которых весьма низкая.

Есть документированные наблюдения захватываемых народов, римлян и греков. Здесь тоже нет гарантии надежности, так как для местных все эмигранты были варварами. Соответственно, ожидать от местных корректного описания не приходится. Тем не менее, жители Римских империй оставили немало письменных свидетельств о приходе к ним захватчиков.

В отличие от германцев и тюрков русские шли на север. Как мы сейчас знаем на пути русских не было продвинутых народов. Тем более народов с письменностью. Поэтому и нет письменных источников о движении русских на север – о северном трансфере.

Поток русских на север мы можем лишь реконструировать на основе археологических данных, позднейших письменных источников плюс небольшой логической интерпретации.

В стандартных курсах истории северный трансфер почти не изучается. Из-за этого возникает ощущение, что тот поток никак не связан с нашей современностью, с нашими привычками и особенностями русской цивилизации. На самом деле:

в северном безписьменном трансфере есть несколько моментов, прямо связанных с нашим цифровым веком.

Здесь надо немного изложить теорию архетипов. Те, кто знаком с этой теорией, могут пропустить этот кусок текста. Излагаю теорию так, как понимаю сам. Термин «архетип» близок понятию «подсознание» и возник в психологии 20 века. Можно сказать, что архетип – это чистая логическая конструкция, на основе которой строятся мифы, легенды, правила поведения, привычки. У каждого народа есть свои архетипы, точно также, как есть свои кухонные рецепты. Можно сказать больше – пакет архетипов и определяет своеобразие народа.

Архетипы постоянно присутствуют в нашем подсознании. У ребенка они проявляются чуть ли не с рождения. Именно поэтому ребенок легко воспринимает сказки, потому что сказки основаны на архетипах. Вместе с тем, ребенок в дошкольном возрасте не может понимать даже простейшую арифметику, так как у него нет соответствующих архетипов.

Весьма спорной является тема передачи архетипов от родителей к детям. По одной версии это генетическая передача, что, как я понимаю, не доказано современной наукой. По другой версии ребенок впитывает архетипы буквально от первых коммуникаций с более взрослыми людьми. В любом случае архетипы формируются окончательно к возрасту 3-4 года, когда ребенок еще только учится говорить.

В 21 веке у архетипов появился аналог на основе всем известного термина из мира компьютеров: прошивка или BIOS. Сегодня любое цифровое устройство имеет экран с интерфейсом. Через экран мы получаем от устройства информацию и передаем устройству информацию. Взаимодействие с экраном производит операционная система, Виндоус, Ось или Андроид. Многие знают, что операционная система не устанавливается на чистое железо. На чистое железо ставится специальная, небольшая программка, которая и называется прошивка. А операционная система ставится на прошивку. Именно прошивка задает ключевые настройки цифрового устройств. Точно также как и архетипы задают базовые черты характера и ума человека.

Возвращаемся к северному трансферу. Именно тогда в русском народе появились черты, архетипы, которые сохранились до современности и перешли к другим народам русской цивилизации. Эти архетипы переплелись с технологическими достижениями тех времен и важными историческими процессами. Наверное, я могу сформулировать несколько моментов, важных для человека наших дней.

Первый момент. Прежде всего, отметим, что, называя тех людей 7-9 веков русскими, я немного лукавлю. Такое самоназвание появится значительно позже, где-то в 11-12 веках. До этого были названия племен: древляне, вятичи, кривичи и другие. Возможно, у того народа еще не было общего самоназвания. Язык племен был заведомо близким, но самоназвания могло и не быть. Для целей данного документа, думаю, можно называть наших далеких предков русскими, для краткости.

Второй момент. Движение на север стало возможным благодаря технологическому прорыву, двум изобретениям. Во-первых, конный плуг. Благодаря конной тяге крестьянин мог вспахать большую территорию. Большая площадь посева позволяла кормить большую семью и создавать резервы на голодные времена. Во-вторых, каменная печь, то, что потом мы привычно называем «русской печью». Имея запасы продовольствия, крестьянская семья вполне комфортно переживала зимний период. Естественно, мы не знаем у кого в голове появились эти изобретения, да и неважно. Может русские скопировали у других племен. В результате этих простых, но чрезвычайно важных изобретений одна семья могла жить на северных землях независимо от других семей. Можно было обойтись без торговли, разве что для украшений.

Третий момент. Древним русским была не нужна социальная организация в виде княжеств, государств, налоговой и судебной систем, постоянной армии. Во-видимому, функционально было достаточно деревни. Коллектив деревни может коллективно проложить дорогу, очистить лес. Деревня может содержать простейшие мастерские: кузница. гончарня. Потребность в торговле была минимальной. Деревня удовлетворяла все потребности русских.

В этой связи нельзя не упомянуть о варяжской теории. Согласно этой теории, варяги (викинги) пришли на Русь в 10 веке и объединили разрозненные племена в единое государство - Русь. Начиная с Ломоносова и особенно в советские времена варяжская теория подвергалась критике. В наше время варяжская теория, как факт прихода варягов считается неоспоримой. Для нашего бытового восприятия достаточно сказать, что имена Ольга, Игорь, Олег являются заведомо варяжскими и пришли в наш язык как раз с Рюриками.

У варяжской теории есть искусственное ответвление с далеко идущими последствиями. Мол, русские по своему архетипу не могут управлять сами собой. Нужно звать других. В любом случае русскими должен управлять кто-то другой: варяг, монгол, царь. Это ответвление варяжской теории в наше время трактуется как привычка русских к рабскому состоянию. Мол, поэтому и терпим Путина. Чему удивляться, со времен варягов русские не привыкли к свободе.

На самом деле, иерархическая социальная структура на той древней Руси отсутствовала не в силу варварства, а в силу ее функциональной бесполезности. Любая деревня была полностью самодостаточна. Даже проблема угрозы решалась просто и без постоянной армии. Деревня могла в один момент сняться и переместиться на сотню километров, благо свободной земли было полно. Потребность в государстве стала возникать лишь при повороте восточного вектора на север, когда тюркские народы: хазары, печенеги и половцы стали постоянно грабить русских. Варягам просто повезло оказаться в нужный момент в нужном месте. Они захватили трон, но растворились буквально за 100 лет, оставив лишь следы в языке. Собственно, само слово «русский», похоже, тоже от варягов. Самоуправление русские начали строить сами.

Четвертый момент. Мы привыкли к утверждениям «русские побеждают врагов», «русские умеют воевать». Судя по всему, так было не всегда. Полагаю, древние русские и не умели, и не хотели воевать. Это была одна из причин ухода на север, здесь долгое время, лет 400 русским никто не угрожал. Ведь поход на юг означал непременно постоянную войну, как с местными, так и с другими желающими пожить в теплых краях. Более того, русским и не требовалось кого-то побеждать, что-то захватывать. Раньше русских здесь жили финно-угорские и тюркские племена, но земли было так много, что хватало всем. При такой точке зрения понятно почему монгольской орде удалось быстро завоевать и долго подчинять русских. Наши предки просто не умели воевать. Любой дисциплинированный отряд в десяток обученных воинов легко побеждает сотню простых крестьян, не знающих коллективных команд, типа, построения в шеренгу. Скорее всего, как раз монголы и «научили» русских воевать. Не только в смысле прямого обучения, а тем, что просто достали русских и вынудили наших предков взяться за меч.

Пятый момент. Думаю, именно в те древнерусские времена зародилось наше спокойное отношение к сожительству с другими народами, наш естественный интернационализм. Напомню, что любой поход на юг Европы предполагал убийство местного населения и захват их жилищ. По иному никак, не было там свободной земли. На севере не было никаких причин устраивать войны. Не было, и не могло быть сильной центральной власти, которая отдавала бы предпочтения какому-то племени.

Шестой момент. Северный трансфер зародил уникальное понимание свободы у русского народа. Как всем хорошо известно, в нашей истории слово «свобода» приобрела звучание лишь в последние 150 лет. До этого важным было слово «воля». Как мне кажется, разница состоит в следующем. Свобода – это наличие законов, допускающих вариативное поведение человека внутри рамок закона. Свобода прямо связана с недостатком земли, как было в Европе уже сначала новой эры. Закон и свобода по закону нужны для фиксации правил общения на территориях с плотной заселенностью и неизбежными конфликтами. Воля – это полное отсутствие законов, отсутствие государства, как генератора и носителя этих законов. Это физическая возможность жить в любом месте, подчиняясь лишь правилам своей деревни. Именно отсюда уход в казаки. Здесь и покорение Сибири как движение вольного человека. Как только где-то начинается ущемление воли, тут же в знак протеста начинается уход.

Быть может, сам Северный трансфер начался точно также. Кто-то не захотел быть «как все, идущие на Юг» и пошел в другую сторону, на Север.

Возвращаясь к варяжской теории. Да, у нас у нас до 19 века не было европейского понимания свободы, как наличие прав по письменному закону. Зато у нас еще с дописьменных времен было понятие «воля» как возможность для человека жить там, где ему хочется и так, как лично он считает необходимым, без любых императивов сверху. Если исключить создание США, то западная цивилизация в своих характеристиках не имеет аналога русской воли.