Автор: Мария Щугорева
Я провела эксперимент: составила список и купила подарки заранее. В основном покупала вещи в «Черную пятницу» и потратила в два раза меньше чем в прошлом, 2019 году. На подарки выделила 30 000 ₽ и поставила цель — уложиться в эту сумму. Рассказываю, сколько денег, времени и сил мне удалось сэкономить благодаря такому подходу.
Изучила маркетинговые уловки
Когда нет четкого плана, что покупать и в каком количестве, тратится в 2–3 раза больше денег. Раньше, перед походом в торговый центр, я полагалась на авось — что хорошее увижу, то и куплю. Но предпраздничный ажиотаж и многообещающие призывы продавцов выветривали разумные мысли, оставляя одно желание — схватить «выгодный» товар, побыстрее оплатить покупку, сбежать от суеты и толкотни. К концу шопинга у меня оказывалась куча хороших, но лишних подарков.
Чтобы снова не попасть на уловки продавцов, составила список рекламных акций, к которым следует относиться с осторожностью.
Распродажа. В начале декабря многие магазины пишут на ценниках магическое слово «Распродажа», оно окончательно блокирует мозг. Покупаешь не потому, что товар хороший или нужный, а чтобы не упустить выгодное предложение.
Пример: Два года назад купила брату в подарок кашемировый свитер со скидкой 20% и была очень довольна. А на выходе из торгового центра увидела наушники Xiaomi. Такому подарку подросток обрадовался бы сильнее, поэтому купила еще и наушники. Сдавать свитер не пошла из-за усталости. В результате на подарок брату я потратила в два раза больше денег, чем планировала.
Островки с новогодними товарами. В местах наибольшего скопления людей выставляют витрины с неходовым товаром: пряники и мед, китайские гирлянды, шарфы и перчатки с новогодней символикой. В надежде на высокую проходимость, продавцы в 1,5–5 раз повышают цены. Например, баночка меда в ближайшем супермаркете стоит 500 ₽, а в отделе новогодних подарков этот же мед, но только упакованный в яркую коробочку, продают за 2500 ₽. Покупатели, уставшие от предпраздничной сутолоки, покупают новогодние сувениры, чтобы побыстрее уйти домой.
Если новогодних сувениров нет в моем списке — прохожу мимо. Или думаю, где можно купить аналогичный товар и сэкономить, например, купить мед в супермаркете и упаковать самостоятельно.
Акция 1 + 1 = 3. Как правило, в стоимость двух товаров уже заложена цена третьего, но впопыхах вычислить это не удается. К тому же в такие комплекты часто собирают товар, у которого заканчивается срок хранения. Продавцы проводят «выгодные» акции, чтобы избавиться от залежавшегося товара.
Прежде чем покупать товар по акции, обязательно проверяю срок годности. Если срок заканчивается, товар не беру.
Стойки с праздничными товарами у касс. В прикассовой зоне продавцы раскладывают недорогой товар, его цена редко превышает 500 ₽. Накануне праздника перед кассой раскладывают магнитики, сувениры с символом года, гелевые свечи или носки с Дедом Морозом. Пока покупатели ожидают своей очереди, они прихватывают недорогие сувениры «на всякий случай». Обойти эту ловушку маркетологов сложнее всего покупателям с детьми — им приходится отвлекать малыша от игрушек и сладостей, которые коварные маркетологи «заботливо» разложили на уровне глаз ребенка.
Чтобы не соблазниться на яркую упаковку или забавный принт, стараюсь помнить, что каждый год моих близких и без меня одаривают парочкой аналогичных сувениров. Поэтому не трачу деньги на бесполезные сувениры.
Новогодняя акция «Подарок за каждую 1000 ₽ в чеке». Самый действенный способ повысить сумму среднего чека. Как правило, на такую акцию «ведутся» покупатели, которые чуть-чуть не добрали до заветной суммы. Например, купили свитер за 2790 ₽. Чтобы получить подарок, они докупают футболку за 499 ₽. В итоге у них лишний расход и подарок, стоимость которого уже включена в стоимость ценника.
Стараюсь покупать подарки по списку, чтобы не попасть на маркетинговый крючок и избежать лишних трат.
Составила список подарков
Случайно оброненные желания родных я записываю в смартфон, поэтому редко мучаюсь с выбором подарков. Например, летом муж с упоением рассказывал, какой великолепный стейк он сможет приготовить, если у него будет термометр для стейка. Его желание внесла в заметки, и перед праздником у меня было меньше забот с выбором подарка.
Определившись с примерным перечнем подарков, я составляю подробную смету. Как ее составить читайте в статье «Как сэкономить на новогодних подарках». Свой список разбиваю на 4 раздела.
Семья. Это самая крупная статья расходов, Семья у нас большая, поэтому надо купить подарки для восьми человек. В этом году я могу потратить на подарки для близких от 10 000 до 15 000 ₽. Чтобы порадовать родных приятным сюрпризом, использую систему «подслушанного» желания. Если не удалось вызнать мечты — прибегаю к запасному варианту: кашемир, редкий альбом по искусству, люксовая косметика.
Друзья. Определяю лимит на человека и прикидываю, как не выбиться из бюджета. Раньше тратила до 3000 ₽ на один подарок, но в этом году сократила расходы до 1500 ₽ на человека. В списке друзей у меня семь человек, поэтому на подарки для друзей нужно потратить не больше 10 500 ₽.
Коллеги и знакомые. У знакомой из Европы на работе играют в «Секретного Санту»: договариваются о бюджете и жеребьевкой определяют, кто и кому покупает презент. Вместо кипы плюшевых символов года и дежурных шоколадок, каждый получает один, но хороший подарок.
В нашей компании эта традиция не практикуется, поэтому мне нужно купить 5 сувениров для коллег. В этом году на подарки для коллег выделила около 4000 ₽ — по 800 ₽ на человека.
Неожиданные гости. В новогодние каникулы нас с мужем обязательно кто-нибудь навещает: парочка дальних родственников, несколько друзей, с которыми давно не встречались. Раньше неожиданные визиты застигали врасплох. Теперь я запасаю пару-тройку нейтральных подарков не дороже 500 ₽: модный роман, набор органической косметики или коробку бельгийского шоколада. Стараюсь уложиться в 1500–2000 ₽.
Итак, мой общий бюджет на подарки в этом году составил 26 000–32 000 ₽.
Интересно: сколько россияне тратят на Новый год. Социологический опрос показал, что в 2019 году россияне планировали потратить на новогодние подарки 13 500 ₽. Самым желанным подарком респонденты обоих полов назвали деньги. На втором месте у мужчин — смартфоны, а у женщин — парфюмерия.
Купила подарки заранее — в «Черную пятницу» — и сэкономила 5000 ₽
Весомый аргумент в пользу раннего шопинга — наличие товара. Новогодний ассортимент появляется с 1 октября, а к середине декабря лучшие модели и ходовые размеры уже распроданы. У меня несколько проверенных продавцов, которые дают реальные скидки в «Черную пятницу».
AliExpress. Китайский гигант традиционно проводит «Черную пятницу» 11 ноября. Но если не успели купить необходимое на распродаже, загляните в раздел «Суперскидки».
Некоторые опасаются покупать подарки в Китае — боятся, что при пересылке подарок потеряет товарный вид. Чтобы не краснеть за мятую упаковку и не выбрасывать в мусор испорченный товар, я пишу сообщение продавцу и прошу тщательнее упаковать мои покупки. Китайцы охотно идут навстречу — всего однажды я получила поврежденный товар.
А еще, выбирая подарок, руководствуюсь правилом — дарю то, что не против получить сама. Пару лет назад перевозчик подвел — прислали поднос с небольшой царапиной. Подарок, который планировала для подруги, оставила себе — он украсил мой туалетный столик.
В этом году 11 ноября купила новую модель «умных весов» для мужа на 2500 ₽ дешевле, чем в российских онлайн-магазинах. А еще сделала подарок себе — заказала шикарные бра в ванну: 5 штук за 9868 ₽. В Москве такие светильники обошлись бы мне в 30 000 ₽.
Интересно: сколько россияне потратили в «Черную пятницу» на AliExpress. В 2020 году россияне за сутки спустили на китайской площадке 19,3 миллиарда рублей. Только за первый час распродажи покупатели приобрели товары почти на четыре миллиарда рублей на электронику, бытовую технику, одежду и аксессуары, товары для дома, здоровья и красоты.
Крупные онлайн-магазины. В этом году российская «Черная пятница» пройдет с 27 по 29 ноября. Но многие магазины начали распродажи в начале месяца, надеясь обогнать китайских конкурентов.
У меня три любимых магазина: Ozon, Wildberries и H&M. Еще в октябре откладываю в корзину нужный товар, а потом мониторю скидки. В «Черную пятницу» реальная экономия составляет в среднем 10%. Сравниваю цену в трех магазинах и выбираю самое выгодное предложение.
Важно: в H&M распродажу устраивают каждый месяц — на сутки снижают все цены на 20%. Заметила, что в основном распродажу проводят по четвергам.
На Ozon покупаю книги — в среднем они дешевле на 100 ₽ по сравнению с другими крупными онлайн-маркетами. На подарочные издания скидка иногда бывает еще больше. В этом году «Черная пятница» стартовала на три недели раньше официальной даты. Не стала дожидаться 27 ноября и купила «Энциклопедию вязания». В «Московском Доме книги», она продается за 1200 ₽, а на Ozon — 821 ₽.
Список магазинов-участников «Черной пятницы» можно посмотреть на сайте акции.
Нашла 5 способов сэкономить на упаковке
Итак, определилась с бюджетом на каждого, прикинула, где буду покупать и сколько могу потратить. Смету составляю с учетом расходов на подарочную упаковку. Например, на подарки для друзей я планирую потратить 1500 ₽ на человека. Если куплю косметический набор за эти деньги — придется дарить без упаковки или выбиться из бюджета. Поэтому сразу прикидываю, как красиво упаковать подарки и не потратить лишних денег.
Сравниваю цены. В этом году мне нужно оформить 22 подарка — если покупать упаковку не глядя в первом попавшемся магазине, можно переплатить 5000–7000 ₽. Разброс цен на аналогичные товары огромный.
Упаковываю в торговом центре. Перед Новым годом некоторые торговые центры бесплатно упаковывают подарки. Акция стартует 1 декабря. Например, в прошлом году акцию проводили в столичном «Авиапарке» — товары, купленные в этом торговом центре, бесплатно упаковывали в крафтовую бумагу с ненавязчивым логотипом «Авиапарка». Чтобы получить услугу, достаточно было показать сотруднику кассовый чек.
В первые дни акции народа бывает немного, а с середины декабря к упаковщикам выстраиваются огромные очереди.
Покупаю упакованные подарки. Мастерские хенд-мейда по просьбе покупателя упаковывают товар в праздничную упаковку. Как правило, они покупают упаковочные материалы по оптовым ценам и сверху ничего не накручивают. Например, в этом году я заказала 11 наборов косметики и свечей у частного мастера и попросила упаковать в подарочный бокс. Дополнительно заплатила по 150 ₽ за упаковку. В супермаркете по такой цене накануне Нового года можно купить только лист упаковочной бумаги.
Ищу промокоды. Перед праздником некоторые магазины бесплатно упаковывают товар постоянным покупателям или по промокоду. Найти промокод можно на специализированных сайтах, например, Промокод или Промокоды.ру. Кроме этого, промокод можно поискать в Instagram по хештегу #промокоды и в рекламе популярных блогеров. Например, рекламу сайта мастерской косметики я увидела в сториз у девушки-блогера. С помощью ее промокода мне удалось сэкономить 800 ₽.
Упаковываю подарки самостоятельно. Еще один способ сэкономить — заказать подарочную бумагу на «Алиэкспрессе» и упаковать подарки самостоятельно. В прошлом году мне помогли уроки на Youtube. Книги и духи упаковать легко, а заворачивать в крафт подарки сложной формы я не рискую.
Сколько денег потратила на подарки в 2020 году
Заблаговременная подготовка к празднику помогла сэкономить около 50 000 ₽. При этом купила именно те предметы, которые близкие хотят получить в подарок.