Основные положения академической системы и методика преподавания рисунка в эпоху Возрождения сложились в процессе длительной практики в частных школах Просперо Фонтаны, Кальварта, в Академии рисунка во Флоренции (1563 г.), Академии св. Луки в Риме (1577 г.) и "Академии, вступившей на верный путь" братьев Карраччи (основана между 1585 и 1588 гг).
Если в боттегах, частных мастерских, куда родители отдавали своего ребенка на обучение, организационная и финансовая сторона дела зависела исключительно от Мастера, владельца мастерской, то академические школы рассчитывали на поддержку общин и правительств, либо организовывались группой художников на паритетных началах.
Самой прославленной была Болонская Академия Художеств, основанная Лодовико Карраччи и его двоюродными братьями Агостино и Аннибале.
Лодовико Карраччи длительно и терпеливо изучал и копировал технику старых мастеров, таких как Тициан, Тинторетто, Андреа дель Сарто и др., В процессе он пришел к мысли, что единственный путь возродить высокое искусство после его уничтожения вандалами -
взять наилучшие от каждого мастера особенности его письма и, соединив их в единую программу для обучения в одном образовательном учреждении, твердо придерживаться установленных правил.
Этот чудесный сонет, ставший Уставом Академии сочинил (предположительно) Агостино Карраччи, один из братьев.
🔸 "..Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем,
тот пусть вооружится рисунком Рима,
движеньем и светотенью венецианцев
и ломбардской сдержанностью колорита.
Манеру мощную возьмет от Микеланджело,
от Тициана - передачу натуры,
чистоту и величие
Корреджиевого стиля
и острую уравновешенность Рафаэля.
От Тибальди - достоинство и основу,
от Приматиччо -
ученость компановки
и немного грации Пармиджанино.."
Поначалу школа называлась "Академией "Desiderosi", что означало "Стремление достичь совершенства старых мастеров". Позднее название заменили на более действенное "Incamminati", т. е.
“Идущие по пути достижения совершенства”
Лодовико, старший из братьев, оставил за собою высшее заведование Академией и занимал этот пост до своей кончины.
Аннибале преподавал искусство письма, которое он знал превосходно.
Агостино, получивший отличное литературное и научное образование, взял на себя более сложные занятия - он преподавал теорию искусства, правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию.
Рисунок стали рассматривать, как серьезный и самостоятельный учебный предмет. Братья тщательно разработали методику преподавания рисунка, живописи, композиции, снабдив Академию всеми необходимыми учебными методическими пособиями.
Система обучения рисунку была следующая: вначале учащиеся знакомились с элементарными приемами рисования, затем рисовали детали, после - рисунок с гипса и, наконец, живой натуры.
Пластическая анатомия человека изучалась досконально: вначале ученик копировал изображения частей лица, затем детали человеческой фигуры и, наконец, торс.
После этого он [ученик] "знакомился" с черепом и начинал рисовать голову человека, затем предлагалось рисовать фигуру человека, зверей и перспективу улиц. Подобные упражнения развивали глазомер, твердость руки и художественный вкус.
Исследование учебника Карраччи показывает, что в нем заложены не только методические принципы контурного рисования с последующей тушевкой, но и система последовательного усложнения заданий - от рисунка частей человеческого лица, фигуры, торса - к изображению обнаженной и одетой фигуры. Эта последовательность получит свое развитие в академической системе обучения в XVIII в.
Знаменитые выпускники Академии
Академическая школа Карраччи давала хорошие результаты. Каждый ее выпускник прекрасно владел любым рисовальным материалом, понимал значение тона, знал законы перспективы и пластическую анатомию. Это убедительно доказывают работы учеников Карраччи - Гвидо Рени, Франческо Альбани, Доминикино, Гверчино и др.
В Академии широко практиковалось натурное письмо пейзажей и памятников старины. По довольно жёстким правилам учащихся приучали к взаимной оценке работ. Те из них, которые не умели объяснить или отстоять свою работу, должны были её уничтожить.
Важно также отметить, что Карраччи впервые в истории обучения рисунку ввели в своей Академии награды для поощрения лучших учеников. Для распределения наград устраивались конкурсы, на которые в качестве судей приглашались наиболее известные живописцы Италии и Болоньи. В дальнейшем государственные академии художеств, переняв этот опыт, утвердили золотые и серебряные медали.
В своих методических установках Карраччи указывали, что "..художник должен опираться на данные науки, на разум, ибо ум обогащает чувство". Педагоги стали "переводить" образы великих мастеров живописи на условный язык, с помощью которого они теперь рассказывали о современной жизни. Последствия этой теории не заставили себя ждать - копирование стало преобладающим фактором и Карраччи были вынуждены вернуться к канонам.
И все же, несмотря на недостатки, для постановки художественного образования школа Карраччи сделала очень много. Академией была разработана настолько эффективная система обучения, что по их примеру стали открываться государственные академии: Королевская академия живописи и скульптуры в Париже (1648 г.), Академия художеств в Риме (1660 г.), в Вене (1692 г.), в Берлине (1696 г.), Академия Сан-Фернандо в Мадриде (1753 г.), Академия трех знатнейших художеств в Петербурге (1757 г.) и Академия художеств в Лондоне (1768 г.).
🔸Цель Академий - дать учащимся серьезное образование в области изобразительного искусства на примерах высокого искусства античности и Возрождения.
🔸 В Российской Государственной библиотеке (Ленинской) хранится книга под названием "Scuola Perfetta"*. Кому именно из братьев принадлежит этот труд, пока точно установить не удалось.
Примечание
🔸 * Боттега - перевод дословно "школа".
Источники:
🔸 "Становление академической системы художественного образования и эстетического воспитания", 1ч. Автор Ростовцев Н.Н.
Уважаемые читатели,
отметьте публикацию 👍, если узнали чт-то новое, пишите свои мнения и подписывайтесь на канал.
Ещё статьи блога: