Найти тему
Maik БМВ

Оксана Диалог с Яхве

- Спасибо, Яхве, за очень емкую и интересную информацию.Яхве.
Опыт архетипического структуралистского и постструктуралистского исследования. - Здравствуй, Яхве.

- Здравствуй.

- Даже в Библии даются достаточно двусмысленные указания на то, что ты – Единый бог. Тебя надо чтить как Единого и отказаться от всех прочих богов, но нигде не говорится, что ты действительно единый, то есть, таким образом, признается, что есть прочие. Что ты можешь об этом сказать?

- Есть и прочие боги.

- Кем же ты являешься?

- Демиургом, творцом. И чтить единого во внутреннем мире человека обозначает стоять в центре картины своего мира. И в этом смысле отдавать предпочтение другим богам обозначает создавать себе кумиров, отдавать собственную силу.

- Тогда в чем отличие во внутренней ситуации человека политеистичного и человека монотеизма?

- То, о чем я сейчас говорю, имеет весьма отдаленное отношение к религии как ее принято воспринимать, потому что в религиозной системе, толкуемой обычно человеком, творец уже вынесен вовне, и внутренний мир такого человека в определенном смысле неполноценен.

-Но в теологии до сих пор ведутся споры, и существуют два лагеря – теологов, считающих, что Бог имманентен миру, то есть Бог и Творение суть одно, и теологов, считающих, что Бог трансцедентен миру, то есть - отделен от него.

- В определенных контекстах и те и другие правы. Все зависит от уровня развития человека, от того, где у него точка сборки.

- То есть все равно, как и в современной физике, в квантовой физике все зависит от положения наблюдателя.

- Да. Сама же религия, являющаяся хранилищем мифов человечества, - это в то же время проводник, дающий возможность для повышения уровня сознания, при этом атеизм и агностицизм в некотором роде тоже являются формами духовности, закономерными эволюционными стадиями развития человека.

- Расскажи, пожалуйста, о себе, о том, как ты проявляешься в человеке.

- Любой человек соприкасается со мной так или иначе, творя образы своего внутреннего мира. Но кто-то так и остается творцом, обладающим неограниченной властью, лишь в своих фантазийных мирах. А есть люди, чьи образы претворяются в жизнь. Во многом это зависит от того, в каких взаимоотношениях находится человек с моей силой. Библию можно рассматривать так же как объемную метафору сотворения образного ряда и множества личностных проявлений человека.

- Можешь привести примеры из Книги Бытия?

- Вся книга – один множественный пример. Творец, создающий собственное пространство, взращивающий, культивирующий собственных внутренних героев и мистиков, на некоторых этапах недовольный собственным творением, устраивающий потоп - разбирающий не справляющиеся со своими функциями субличности, высвобождая вложенную в них энергию в океан бессознательного для последующих новых творений, при этом оставляя наиболее перспективный личностный паттерн для последующего развития и дальнейшей культивации.

Так любой человек создает в своем внутреннем мире субличности, какие-то из них оправдывают его ожидания, какие-то нет, в них вкладывается меньше энергии, и они постепенно отмирают, другие подспудно завладевают им, человек не осознает, что становится одержим ими. И все это творчество – сознательное и бессознательное. Даже когда человек подпитывает субличности и качества, разрушающие его – он творец своего мира.

- Есть много несостыковок в тексте Библии, если читать ее буквально. Но, кроме буквальных несостыковок, есть вещи, которые толкователи Торы используют в качестве подтверждения богоизбранности еврейского народа. Например, приоритет Иакова над Исавом, где один хитрит и мошенничает, а второй – честный человек. И вся дальнейшая линия еврейского народа идет по линии этого интригана Иакова, суть которого в том, что он более выживаем.

- Евреи считают христиан, создававших западную культуру духовными потомками Исава. И если пристально всмотреться в это противопоставление позиций, то мы выйдем на растяжку понятий честь – внутреннее достоинство. Когда западная культура культивирует кодекс чести, основанный на морали и страхе упасть, потерять лицо в глазах других. Это культура героических ценностей – славы и эстетики, с презрением относящаяся к феминным ценностям непрерывности жизни. И постепенно доминанта чести становится очень жесткой, вспомним эпоху дуэлей, когда люди убивали друг друга из-за неосторожно сказанного слова. При этом внутренний стержень человека в некотором смысле вынесен наружу, спроецирован на кодекс чести, принадлежность к которому человек постоянно доказывает. Этой чести противопоставляется внутренняя гибкость человека, способного играть, менять маски, затевать интригу, при этом помня свой интерес.

- А какое отношение к тебе как творцу еврейского народа имеют феминные ценности?

- Моя изначальная природа андрогинна.

- Почему тебя называют только Отцом и отсутствуют упоминания о твоей женской ипостаси?

- Я хочу для начала сказать пару слов об иудаизме. Иудаизм никогда не развивал монолитную структуру, управляющую всеми иудейскими сообществами, подобно, скажем римской католической вере. Одновременно существовали и сейчас существуют разные варианты веры. Отсутствие женских ипостасей в еврейской религии – это явление относительно молодое, введенное консервативными и ортодоксальными движениями. А если обратить свой взгляд вглубь веков, в библейскую эпоху и эпоху каббалистов, тогда мой феминный аспект занимал весьма значимое место в народной теологии. Шехина – мое присутствие на земле, Мудрость – одно из первых моих творений и моя партнерша – самые известные, но не единственные мои феминные персонификации. И имя мое ищущие люди, жаждущие более близкого контакта со мной, знают и раньше знали как символическую аббревиатуру четырех божественных элементов: мудрость - Отец, понимание - Мать, красота - Сын, царственность - Дочь.

Каббалисты действительно глубоко продвинулись в понимании моей сути, говоря, что Адам согрешил, размышляя только о последней сефире на древе жизни – моей феминной эманации, вместо того, чтобы объять мыслью весь божественный союз и все сефирот, что Адам принял Шехину за Бога и таким образом расшатал союз сущностей в Едином. Таким образом, из первичного андрогинного состояния выделяется феминность. Идея иудейского мистицизма состоит в том, что я потерял свою целостность без феминной ипостаси, что Шехина изгнана, и целью религиозной деятельности стоит воссоединение божественной четы, и это будет искупление греха человека.

Существуют такие ритуалы у каббалистов и хасидов (мистических течений иудаизма) – так называемые соединения, смысл которых именно в направлении своего намерения на соединение мужской и женской ипостаси путем словесных формулировок и соединений божественных имен многими способами. Хотя последние поколения многие эти смыслы уже не звучат так явно в сознании еврейского народа. Фактически произошел уже известный процесс, если вернуться к цепочке развития цивилизации. Феминность выделяется, происходит ее расщепление на любящую и ужасную – Шехина и Лилит, а затем происходит выхолащивание феминного. Таким образом, получите Бога – Отца.

- Какой возможный путь освобождения от отцовского комплекса? Ведь как раз у религиозных фанатиков отцовский комплекс, основанный именно на поклонении тебе, очень сильно развит.

- Запустить этот процесс может принятие человеком собственной феминности. Именно феминность даст тот необходимый для преодоления мощный импульс.

- Почему так случилось, что отцовский комплекс очень силен? И религии, произошедшие от тебя, крайне патриархальны и как раз подавляют феминность, поэтому ты являешься основной фигурой отцовского комплекса как для народа, так и внутри отдельной личности.

- Слабое эго не способно выдержать потенциал творческой силы. Для этого человеку необходимо быть достаточно зрелым, образно говоря, твердо стоять на своих ногах. И пока человек не взрастит в себе сильную, зрелую личность, для него самый оптимальный путь – проецирование творца вовне на образы отца, учителя, начальника, бога. Это в некотором роде естественная психологическая защита, которую необходимо уважать и не пытаться сломить раньше, чем человек для этого созреет.

- То есть путь лежит через укрепление эго. А как тогда объяснить так называемые духовные учения, говорящие о необходимости стереть эго, освободиться от него, тоже проистекающие, кстати, из аврамических религий в том числе.

- Здесь нет никакого противоречия. Это тоже путь развития. Мой интерес – чтобы человек, проводящий мой поток, проявлял себя, раскрывался в материальном мире как творец, являл собой соединение духа и материи, раскрывал свою индивидуальность, запечатлевая ее в окружающем мире, обогащая его.

- То есть эго – это выделение отдельной структуры из бессознательного, наделенной сознанием. Затем происходят укрепление его границ и сепарация от Великой Матери и Великого Отца.

- Да. Эго, личности человека для становления необходимо научиться ощущать свои границы. Доминанта внимания на границах не должна становиться слишком жесткой – это тоже перекос, но ощущение собственных границ и способность их защитить – это очень значимый жизненный опыт. Когда человек владеет этим опытом, он ощущает, когда пересекает границы другого человека. И здесь уже человек может сам выбирать – пересекать их или нет в зависимости от целей, которые он преследует. Он сам выбирает стратегию взаимодействия.

- А мистический экстаз – когда человек растворяется, теряет свое эго?

- Он ведь не теряет его насовсем. Я хочу подчеркнуть, что человек начинает сам управлять своей жизнью. Он учится лавировать в тех состояниях, в которых пребывает. Есть большая разница – когда человек, стремится к переживанию мистического экстаза в тех формах и степенях накала, которые он способен пережить, и когда человека «выносит», и после пережитого его сознание регрессирует до сознания ребенка или юродивого.

- Так куда, как говорится, бедному крестьянину податься: в укрепление эго или в юродивые?

- Спроси творца внутри себя. Свободу выбора никто не отменял.

- Его отменяют религии, доктрины, философские течения, обуславливая его в ту или иную сторону.

- Они способны обуславливать человека только тогда, когда у него есть потребность к этому, и неважно, осознаваема эта потребность или нет. Человеку западной цивилизации до определенной стадии развития необходимо, чтобы ему показали куда идти, объяснили, зачем жить. И пока человека это устраивает, он и не видит этой обусловленности той или иной доктриной. И опять об уважении к защитам – он совершает свой индивидуальный жизненный путь, это его жизнетворчество.

- Но вот в индивидуационном пути, как его понимали юнгианцы, и как его понимали герметисты, если следовать текстам Шмакова, то наивысшая степень слияния с миром – это соединение с миром, оставаясь самим собой.

- Ритуалы соединений, о которых уже говорилось, и намерение на единение меня и моей феминной ипостаси – Шехины и символизируют тот самый алхимический брак, о котором говорят герметисты. Но я хочу упомянуть еще два архетипических образа, выделившихся из моего первичного образа и символизирующие теневые проявления в сознании современного человека – Лилит и Самаэль в каббалистическом понимании мира. За ними тоже стоят качества и проявления, которые необходимо интегрировать для достижения целостности.

- Если почитать Ветхий Завет и дальнейшие книги, книгу Иова, то в тебе можно увидеть образ тирана, требующего поклонения и вознесения тебе хвалы за праведность, в то же время, не моргнув глазом, уничтожающего народы, совершающего дикие преступления против человечества, нарушающего свои собственные заветы. Как это понять? Гностики, например, считали, что Христос пришел, чтобы освободить народ от тебя.

- Я хочу здесь обратить внимание, во-первых, на попытку сознания трактовать многие архетипические сюжеты буквально. Это не всегда бывает полезно. Многие человеческие страхи и фобии как раз формируются, когда незрелое эго-сознание узревает в символическом виртуальном пространстве шокирующий его символ и пытается как бы пережить его в реальности. Например, иррациональный страх глубины, когда человек боится некоего несуществующего в реальности чудовища или крупной рыбы, которая может утащить его на дно. А в психическом пространстве это символизирует его подчиненную функцию, которая, если ее чрезмерно раскачать может действительно утащить сознание в глубины бессознательного.

- Тогда уместно спросить, а в чем же основная метафора самой Библии?

- Творец, демиург познает себя посредством творения, выделяет эго-сознание, создает собственную мифологию, собственные архетипические сюжеты. Он экспериментирует, культивирует, стремится взрастить сознание, через которое он сможет вочеловечиться. Когда человек выходит на уровень осознанного проявления себя как Творца, достигает внутреннего соответствия и способности нести ответственность за свое творение, он выходит на уровень проявления магических способностей. Это не та ритуализированная магия, объявлениями о которой пестрят сегодняшние газеты. Человек способен своими словами и мыслями изменять окружающий мир, не прилагая для этого сверхусилий. Именно поэтому необходим отцовский комплекс, пока человек не в состоянии справляться с этой силой и нести ответственность за все свои мысли, слова и деяния.

- А взаимодействие супер-эго и эго?

- Эго можно представить как сосуд, в котором содержится сила творца. Пока этот сосуд не достаточно вместителен, сила проецируется во вне, а когда этот сосуд становится достаточно крепким и вместительным, человек начинает бороться с отцовским комплексом и постепенно пласт за пластом снимать проекции и возвращать себе собственную силу. И это длящийся процесс. Нужно отметить, полностью преодолеть в себе отцовский комплекс – это сложная, но интересная работа.

- То, что называется, выход за конвенционную мораль. В каком-то смысле, такой человек не боится, и его не ждет мифологическое наказание. Он его сам себе может назначить, а может не назначить.

- Да. И он выходит из состояния вины. И у него восстанавливается базовое доверие к миру.

- Можешь подробней остановиться на базовом доверии и на том, как оно теряется?

- Есть ряд так называемых первичных травм, которые подавляющее большинство людей современной культуры в тех или иных вариациях получают в детстве, и в результате этих переживаний базовое доверие человека к миру в глубинной его сути оказывается заблокировано. Например, травма созерцания ребенком полового акта своих родителей. Ребенок наблюдает некое действие, неясный ряд картинок, который для, скажем, полуторагодовалого ребенка травмой не является. А через два-три года, когда он глубже прорастает своей символической структурой в культуру, культурная матрица делает его символическое пространство искаженной, он испытывает затруднения с собственной сексуальной самоидентификацией, не умеет ее правильно простроить, а не умеет он вследствие того, что находится в символической матрице культуры, и эта матрица уже изначально искривлена. Тогда сознание ребенка находит эту картинку, которая является уже якобы травматической и объясняет ею свои сложности с собственной сексуальностью. А потом уже, значительно позже, психологи и психотерапевты разбираются с проблемой эдипового треугольника и порождаемого им невротического комплекса. Практически любой опыт можно сделать травматичным и нетравматичным.

- В эту же тему – мне нравится изящная терапевтическая работа, когда на приеме была женщина, страдающая от невроза на почве пережитого изнасилования. В течение считанных минут этот эмоциональный комплекс был разряжен, и женщина осознала, что пережила оригинальное эротическое приключение. В символическом пространстве выстроился совершенно другой символический ряд, травма перестала быть травмой, она перешла в другой культурный пласт. И так можно идти очень глубоко, вплоть до физических травм.

- Да. И если проделать эту глубинную работу, то и возможно возвращение базового доверия к миру, когда все, что происходит, обретает характер некоей тАковости. При этом человек станет более гибким и свободным внутри, он сможет постепенно избавиться от чувства важности собственной персоны. Важность перейдет в значимость.

- Возникает сразу несколько вопросов. Кто становится твоим должником, занимая у тебя энергию на создание этих травм, чтобы потом спекулировать ими, долгие годы, а то и всю жизнь, оставаясь невротиком? А кто, используя твою энергию, становится творцом? Как происходит разделение?

- Долгов набирает практически каждый человек западной цивилизации, мы уже касались этой темы, говоря о культурной матрице, искаженной и располагающей человека к этим займам. Но кто-то остается на этом уровне, продолжая бессознательно истощать собственный источник, а вот с человеком ищущим, стремящимся раскрыть собственный потенциал, у меня выстраиваются другие отношения.

- А как вне контекста психотерапии отдавать тебе долги?

- Хочу осветить сейчас несколько моментов.

Во-первых, человек, живущий из интереса, стремящийся реализовать свои дары, свои таланты, уже это делает. Не делает это человек, погрязший в матрице, занимающийся нелюбимым делом, ведомый правилами и установками. Например, человек уже в зрелом возрасте вдруг меняет свой вид деятельности. Оставив накатанную жизненную колею, не имея никаких гарантий стабильного заработка, он начинает профессионально заниматься тем, что ранее для него было любимым хобби. Он начинает проводить мою энергию по назначению. Человек тогда и молодеет на глазах, и чувствует, и ощущает себя совсем по – другому.

Человек соприкасается ближе со мной и отдает долги, когда он имеет смелость выйти за пределы общеустановленного ритуала. Это могут быть какие-то, казалось бы, мелочи, произошедшие в течение дня, но в этот день человек обретает кусочек своей силы.

И еще когда человек перестает врать, врать себе, врать окружающим. Человек, прорастая в культурную матрицу, уже получает предрасположенность к базовым искажениям своего символического пространства, и та магия слова, мысли, движения, о которой я уже говорил, становится ему недоступной. Привыкая же ко лжи, воспринимая ее как естественную составляющую своей жизни, человек вносит постоянно в свое пространство еще множество помех, которые искажают его энерго – информационные структуры, ослабляют его.

- Но ведь есть еще особого рода ложь – ложь как защитный механизм психики, когда некое неосознанное прикрывается рационализацией. Рационализация эта – объяснение своего поведения не теми мотивами, которые на самом деле руководят человеком, а удобными для этого человека мотивами. И до того, как человек заглянет в свое бессознательное, он не способен объяснить иначе.

- Я хочу еще раз подчеркнуть значение искренности в первую очередь с самим собой. Она поможет человеку постепенно выровнять свое пространство, ему легче будет подобраться к глобальным внутренним подменам. Высвобождение же неосознанного содержания может произойти через творчество. Художник делает это своими картинами, писатель - через героев книг, а человек нетворческой профессии – через сотворение образов. Творение образов – это путь к освобождению от этого рода лжи.

- А возможностей работы с образами накоплено уже много в рамках психотерапии, актерских психотехник, эзотерических практик. И все это твоя энергия, твое качество демиурга.

- Здесь необходимо отметить, что в психике человека существует не только вектор внутренний демиург – эго-сознание, но и вектор сознание – демиург. То есть эта связь двусторонняя. И иудеи, верующие в каббалу и хасидизм, знают об этом, утверждая, что все поступки человека отзываются на состоянии бога. Когда человек идет против своего потенциала, своего внутреннего творца, совершает поступки, разрушающие его индивидуальность, совершает ежедневное маленькое предательство себя, контакт с творцом нарушается, и отсюда берут начало образы гневного, мстительного, беспощадного бога.

- Здесь возникает следующий вопрос. Человек творящий рано или поздно проходит испытание ощущением своей избранности. А в жизни цивилизации нельзя сбросить со счетов еврейский вопрос, который по сути дела явился корнем, на мой взгляд, фашизма, национализма и других проблем, с которыми мы сталкиваемся в современности. Что это за феномен богоизбранности и почему он так проявлен именно в еврейском народе?

- Богоизбранный – он же и является козлом отпущения.

- Я немного здесь раскрою концепцию козла отпущения, разработанную французским философом Рене Жираром.

Для первобытного человека не существовало ни богов, ни Бога, ибо он жил в непосредственном единстве с природой. Никаких внешних сил и фигур при таком положении дел и быть не могло. Однако в любом сообществе неизбежно насилие (ранговые разборки и даже просто подавление своих потребностей в угоду общим потребностям стаи – так накапливается потребность в насилии). Насилие, с одной стороны, дезинтегрирует человеческую общность, но с другой стороны, оно принципиально неустранимо. И если в первобытной стае насилие выражалось прямым путем, то в один прекрасный момент нашелся иной выход – пустить насилие по определенному руслу, канонизировать его, изменив его качество. Эта задача была решена с помощью жертвоприношения. Причем, жертва с неизбежностью амбивалентна: это нечто, подлежащее уничтожению и (так как, тем самым, она спасает общность от насилия всех против всех) становящееся объектом поклонения.

В этом месте – в момент первого жертвоприношения – произошел и первый раскол сознания. Ибо жертвоприношение – всегда несет в себе элемент самопожертвования (символ жертвы части своих потребностей и т. п.). То есть, на жертву были направлены собственные проекции членов племени. Так, через первичный раскол сознания появилось эго и с появлением первых идолов, а затем и богов (подобный же механизм) на них была (путем проекции своего эго) завязана Сила каждого участника племени. Идолы, а затем боги приобрели реальную Силу, а люди часть своей Силы, тем самым, потеряли.

То есть в случае с еврейским народом философия Жирара козла отпущения и жертвенного кризиса объясняет некоторые планетарные процессы, связанные с этносом.

- Если пользоваться системой координат психоанализа, можно увидеть, что западная цивилизация в массе своей застряла на уровне оральной фиксации. И агрессия - по сути энергия, необходимая для перехода в генитальную стадию психосексуального развития, в зрелость, вместо этого перетекает в аутоагрессию, направляется на козла отпущения в собственном теле.

- Почему в роли козла отпущения чаще всего оказывается этнос, связанный непосредственно с тобой? Ты ведь являешься источником этой богоизбранности еврейского народа. И это остро чувствуется каждым евреем независимо от страны его проживания. И это чувствуется людьми, которые с ними контактируют. Мы можем прекрасно общаться, дружить, но все равно остается ощущение некоего барьера. Этот барьер пытались снять определенные оккультные круги, используя Гитлера и нацистскую философию поголовного уничтожения евреев и создания Третьего Рейха, преследуя якобы благие цели отмены Апокалипсиса.

- Не случайно тот же Рене Жирар в своих трудах чаще всего приводит в качестве примеров козлов отпущения охоту на ведьм и гонения на евреев. Люди бьются друг с другом не за мысли и чувства, а за ценности. Еврейский этнос несет в своем теле ценностей помимо прочих те феминные ценности, которые большинству западных культур кажутся враждебными. Это и есть тот невидимый барьер, та инАковость. Происходит длящееся тысячелетиями противостояние ценностей.

Хочу привести простой пример. Такая черта характера как коварство, которая, кстати, часто проецируется на женщин. Вспомним коварного интригана кардинала Ришелье из «Трех мушкетеров» Дюма, коварного же Воланда из «Мастера и Маргариты». Это архетипические образы, и тот и другой часто изображается играющим в шахматы. И это не случайная блажь. Они – хорошие тактики, игроки, умеющие разыгрывать многоходовые комбинации, неуклонно приближаясь к своей цели. Если выйти за пределы дуалистических оценок, то разница между талантливым полководцем, которым принято восхищаться, и тем же Ришелье в ценностях, руководствующих ими. Кстати, о взаимоотношениях классических гендерных аспектов. Мужчина – стратег, а женщина сильна в тактике.

И в этой длящейся борьбе ценностей сложились мощные защиты и методы. И ощущение собственного изначального превосходства, стремление к созданию закрытых элитарных кружков и обществ – тот защитный механизм, который столетиями позволял этим ценностям выжить. Это как некий кокон, охраняющий драгоценное зерно. Кстати, если отвлечься от темы этносов, а перейти в сферу индивидуальностей, то можно увидеть этот же защитный механизм у многих талантливых людей независимо от национальности и вероисповедания. Это та «звездная болезнь», которая настигает большинство одаренных людей в той или иной степени. Кто-то довольно быстро проходит эту стадию и выносит из нее свои уроки, а кто-то застревает в ней.

- И какой же выход из этой непрерывной борьбы?

- Выход в чувстве уважения к себе и другому. И способность испытывать и проявлять это чувство и является одним из качеств зрелой личности, миновавшей оральную стадию развития.

- Современное общество активно пропагандирует такую ценность как толерантность.

- Здесь и происходит серьезная подмена. Толерантность – это обозначает терпимость, от слова терпеть. Толерантность и уважение – разные явления по своей сути.

- Терпимость, к которой нас призывают демократические силы, оборачивается другой стороной: я тебя принимаю, лишь бы ты был на достаточном расстоянии от меня, близкого соприкосновения я не потерплю, потому что близкое соприкосновение может вызвать массу неподконтрольных мне чувств. То есть таким образом можно сделать вывод, что базовый страх современного человека – это страх близости, страх открытости.

- Да. Но при этом, если на сознательном уровне происходит взаимное отчуждение людей друг от друга, то на уровне бессознательного люди топчутся друг по другу. То есть мы опять возвращаемся к значимости для становления личности ощущения собственных границ: физических, энергетических, психических.

- А какие качества присущи человеку, вытесняющему тебя, какие твои теневые проявления, которые необходимо интегрировать в процессе индивидуации?

- Некоторые из них здесь уже упоминались – мстительность, вспыльчивость, нетерпимость, коварство. Я хочу немного подробней остановиться на таком качестве как стремление к обесцениванию.

- Обесцениванию чего?

- В первую очередь собственной значимости, оно происходит из отсутствия ощущения собственной самоценности. Вот, скажем, есть ирония, а есть сатира.

- Прогрессивные современные философы говорят о процветании эры цинизма.

- Вот это и есть моя тень во всем объеме. Оборотная сторона цинизма – глубинное отсутствие веры в себя.

- Хочу напоследок обратиться к теме семьи, это ведь тоже творение.

- Да. Неслучайно в иудейском мистицизме созданию семьи придается большое значение. Создавая семью, человек уподобляется богу. Существует верование, что разрушитель земной семьи наносит вред небесам, становясь причиной развода божественной четы – меня и моей добродетельной феминной ипостаси Шехины. Тогда Шехина вынуждена уйти в изгнание, а ее место занимает демоница Лилит. Но я не хочу сейчас подробно вдаваться в дуализм восприятия феминности, об этом уже много сказано.

Создание семьи – это создание пространства, в котором есть возможность совершить сложную и увлекательную работу по единению в себе феминности и маскулинности, воплотить в себе осознанное андрогинное состояние и строить партнерские отношения не на базе созависимости, используя партнера как костылик для удовлетворения собственных потребностей, а из любви. Семья – это живое пространство, требующее непрерывного внимания и душевных вложений, оно не терпит длительных застоев. В то же время, если человек бережно и рачительно относится к нему, оно становится источником силы. И это очень творческое пространство.

- То есть, по сути, семья – это очень важный фактор и этап индивидуации.

- Несомненно. Но нельзя сказать, что он подходит для каждого человека. Есть люди, кому создание семьи не показано.

- Тем не менее, в христианстве известны призывы апостола Павла, послания которого являются одними из главных текстов христианского богословия, вести девственную жизнь, которую он ставил во многих отношениях выше брачной. Мне видится обоснованной точка зрения, ведущая свое начало от таких титанов мысли как Лев Толстой и Ницше, говоривших, что идеи христианства были искажены апостолом Павлом.

- Я бы сравнил церковный институт как раз с эго-сознанием в глобальном масштабе, которое имеет связь со своим творцом, получает от него информацию, но далеко не всегда умеет верно эту информацию интерпретировать. И это эго в зависимости от своих деяний будит то любящего и милостивого бога, то гневного и мстительного, который мстит войнами, катаклизмами и самобичеванием.

- Тогда становятся понятными механизмы возникновения эго и его расширения, экспансии в историческом процессе - то, что отмечал Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» как звенья единого процесса. Если развить озвученную тобой аналогию, то можно предположить, что государство – это «эго» нации, семья – «эго» союза людей, а частная собственность – своеобразное «эго» процесса производства и потребления.

- А напоследок я хочу еще раз вернуться к теме сепарации от матери.

- Каким это образом с тобой связано?

- Напомню каббалистическую трактовку грехопадения Адама, принявшего Шехину за всего Бога. Так младенец бессознательно проецирует бога на мать. И все эти первичные травмы связаны с тем, что редкий человек проходит экологичный процесс сепарации от матери, который происходит в возрастном периоде ориентировочно от 9 месяцев до 3 – 4-х лет . И, как правило, здесь и происходит разрыв связи с собственной феминностью, с собственной силой. И в некотором смысле она более губительна для девочки. Вступая во взрослую фазу своей жизни, травмированный человек стремится или убежать от матери или томим бессознательным желанием ее убить, и прилагает много усилий для подавления этого желания. И пока длится этот процесс, девочка – будущая женщина теряет возможность идентифицироваться с собственной феминностью. Грубо говоря, ее феминность остается в архетипе Великой Матери. И здесь ей необходима связь с ее Анимусом. Представим океан бессознательного, в котором есть часть ее феминной природы, которую необходимо высвободить светом сознания своего Анимуса, это и есть его героический поступок. И проблема часто состоит в том, что внутренний герой вместо помощи своей феминности часто просто обрывает связь с ней, находясь в уверенности, что это и есть проявление его героизма и создавая иллюзию решения проблемы. Этот процесс происходит тем же образом и во внутреннем мире мужчины, который обрывает связь с собственной Анимой и таким образом лишает себя возможности взросления, достижения психической зрелости.