В 1224 году Чингисхан, вернувшись из военного похода в Среднюю Азию, провел раздел территории Монгольской империи между своими сыновьями. Старшему сыну Джучи, только в силу обстоятельств не ставшему ханом всех монгол, достался удел в границах современных Казахстана и Западной Сибири и превратившийся позже в одно из самых больших и развитых государств Средневековья.
Первоначальная территория Улуса Джучи не удовлетворяла самого Джучи, что и понятно - не этого желал для себя старший сын Чингисхана, в 1225 году попытавшийся поднять восстание и убитый по приказу родного отца. Своим положением не были довольны и наследники Джучи Бату и Орду, на всемонгольском курултае 1235 года потребовавшие расширения границ их улуса и неожиданно поддержанные остальными Чингисидами, не желавшими, чтобы Джучиды претендовали на верховную власть в Монгольской империи и организовавшие Западный поход монгол 1235-1242 годов, приведший к существенному расширению границ Монгольской империи.
Расширив свои владения в ходе Западного похода, Улус Джучи, получивший новое имя Золотая Орда стал сильнейшим элементом единой Монгольской империи, хотя его правители Джучиды никогда не претендовали на верховный престол в Каракоруме - им вполне хватало дани с покорённых народов, пошлин с купцов и трофеев, захваченных в набегах на страны Восточной Европы, опираясь на которые они вертели Монгольской империей как хотели. Экономическому процветанию Золотой Орды способствовало её очень удачное государственное устройство, в котором сплелись монгольские и среднеазиатские традиции. Как таковое, Золотая Орда никогда не представляла собой единого целого, разделяясь на западное и восточное крылья, в которых правили соответственно потомки Бату (со второй половины XIV века - ханы из дома Шейбана) и Орду. Из представителей этих родов и выбирались ханы Золотой Орды, тем не менее, не обладавшие абсолютной властью, деля её с законосовещательным органом - диваном во главе с везиром. Укреплению центральной власти в Золотой Орде способствовало также то, что ни хан, ни диван никогда не имели за собой реальной военной силы - армией командовал беклярибек, выходец из кочевой знати преимущественно половецкого происхождения, которому подчинялись улусбеки - военные губернаторы 4 улусов, на которые в свою очередь делилась Золотая Орда. Сильные экономика и система управления привели к процветанию Золотой Орды, которое не смог поколебать даже длительный конфликт с Улусом Хулагу, начавшийся в конце XIII века.
Ничто на Земле ни вечно, в том числе могущество Золотой Орды. Свой смертельный удар она получила в середине XIV века, когда пандемия бубонной чумы, вошедшая в историю как "Чёрная смерть", выкосила большую часть её населения и привела её к длительному периоду упадка. Экономический кризис и недееспособность центральной власти привела к возрастанию политической роли кочевой знати и усилению центробежных тенденций, а затем - и к гражданской войне, вошедшей в историю под русским названием "Великая замятня". Обречённое государство пытались спасти беклярибеки, пытавшиеся править из-за спины марионеточных ханов, но все их усилия оказались тщетны.
Поражение на Куликовом поле 8 сентября 1380 года стало для Золотой Орды началом агонии, ведь им был устранён последний разумный политик в её истории Мамай, а кочевая знать, обвинив друг друга в этом поражении, принялась самозабвенно уничтожать друг друга в междоусобных войнах, вознёсших к вершинам власти авантюриста ханских кровей Тохтамыша, который выдвинул популистский лозунг возрождения былого могущества Золотой Орды, не понимая, что это физически невозможно. На этом пути он столкнулся со среднеазиатским завоевателем Тимуром (Тамерланом) и в битве на Тереке 15 апреля 1395 года потерпел сокрушительное поражение от него, во многом из-за того, что в самый разгар битвы большая часть золотоордынской армии перешла на сторону Тимура. Поражение на Тереке стало последним в истории Золотой Орды, после которого уже ничто не могло помешать её распаду на Большую Орду, Ногайскую Орду, Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское и Узбекское (Казахское) ханства, которые к концу XVIII века были поглощены Российской империей.