133,1K подписчиков

От создателей плацкарта с колонной: новые картинки вагона, где все полки – боковые

86K прочитали

В России показали изображения очередного нового вагона. Его построят к 2023 году, обещает РЖД. Над дизайном работала та же студия, что делала плацкарт с колонной. Оказалось, что идею вагона заимствовали у китайцев.

Новое изображение капсульного вагона. Источник: ТАСС / Трансмашхолдинг
Новое изображение капсульного вагона. Источник: ТАСС / Трансмашхолдинг

Не новая новость

Я не планировал сейчас рассказывать о капсульном вагоне. Но СМИ наводнила информация о том, что такой вагон будет и чуть ли не уже презентован. Мне сразу посыпались вопросы, почему я молчу.

Начнем вот с чего. О том, что такой вагон появится, известно уже минимум год. В Сети появлялись изображения этого вагона, и я показывал их своим читателям еще весной.

Идею вагона заимствовали у китайцев.-2
Идею вагона заимствовали у китайцев.-3
Идею вагона заимствовали у китайцев.-4
Идею вагона заимствовали у китайцев.-5

Ближе к транспортной неделе (это большой специализированный форум), которая состоялась в Москве, пошли слухи о том, что на стенде РЖД будет презентован макет этого вагона. Однако стенд РЖД оказался в этот раз вообще ни о чем. Туда зачем-то поставили робота, который измеряет давление. Сделали очки дополненной реальности, надев которые, можно оказаться на платформе и покрутить головой. Был еще экран, на котором крутили ролики о новом вагоне.

Эти ролики никто не заметил бы, если бы глава РЖД Олег Белозеров не подвел бы премьера Михаила Мишустина к экранам и не показал бы ему новый концепт. Мишустин предложил РЖД советоваться не только с пассажирами, но и с проводниками при разработке нового вагона. Возможно, он почитал наш блог, где мы ругали плацкарт с колонной, представленный у Павелецкого вокзала, в частности, за невозможность нормально убраться в нем.

Новые картинки

Новость пока заключается лишь в том, что показали немного другие картинки вагона. Разрабатывают вагон дизайнеры из студии «2050.Лаб», которые делали перед этим плацкарт с колонной.

Источник: ТАСС / Трансмашхолдинг
Источник: ТАСС / Трансмашхолдинг

Мы видим, что полки получили красный цвет. Окна стали индивидуальными. На второй этаж ведет настоящая лестница.

Источник: ТАСС / Трансмашхолдинг
Источник: ТАСС / Трансмашхолдинг

Нижний пассажир имеет возможность убрать чемоданы под полку. А для верхних пассажиров, видимо, организуют отдельное купе для ручной клади.

Источник: ТАСС / Трансмашхолдинг
Источник: ТАСС / Трансмашхолдинг

Опять чужое

После того, как был презентован плацкарт с колонной, наблюдатели заметили его сходство с вагоном, который разрабатывается для австрийских железных дорог.

Сравнение вагона с колонной для Австрии и для России
Сравнение вагона с колонной для Австрии и для России

Теперешний поезд нельзя не сравнить с китайским. По тем картинкам, что есть сейчас, видно, что разработчики позаимствовали решения из Поднебесной если не на 100 процентов, то на 95.

Цветовые решения новый вагон явно унаследовал от плацкарта со шторками, созданного студией «Иппи арт» и «Вагонреммашем».

Идею вагона заимствовали у китайцев.-10

Мне удивительно вот что. В России делают хорошие вагоны. Тверской вагоностроительный завод набил на них руку. И теперь даже в классическом плацкарте можно спокойно ехать сутки-двое-трое. Индивидуальные светильники, душ, розетки. Все работает, ничего не отваливается. В последние годы даже вентиляцию научились делать так, что есть шанс не задохнуться вопреки стараниям проводников.

Купе, СВ, вагоны-люксы с душем... Даже двухэтажки – и те нормальные для своего сегмента.

Машину хорошую сделать не можем. Самолеты пассажирские отечественной сборки взлетают через раз. А школа вагоностроения отличная. Я был на Тверском вагоностроительном заводе, и могу сказать, что это предприятие высокого класса!

Тверской вагоностроительный завод
Тверской вагоностроительный завод

Но где теперь те самые инженеры, которые могут перепридумать вагон с учетом новых задач? Зачем копировать Австрию и Китай?

Как устроен китайский плацкарт

Возможно, китайские вагоны просто превосходны и ничего лучше придумать нельзя. Только следует оговориться, что внутреннее обустройство вагона – это не все. Китайский «плацкарт» не массовый. Это разработка для одного-единственного скоростного поезда, который ходит по маршруту Пекин – Шанхай. Поезд скоростной. Расскажу о нем чуть подробнее.

Идею вагона заимствовали у китайцев.-12

Снаружи кажется, что это двухэтажный вагон, но это представление ошибочное. В действительности, это обычный одноэтажный поезд, просто окна расположены по отдельности для пассажиров нижних и верхних полок.

Идею вагона заимствовали у китайцев.-13

Все полки в этом вагоне – условно говоря, боковые. Причем размещены они со смещением. Таким образом, люди лежат «в четыре ряда» – по два ряда с каждой стороны от прохода. Но при этом не рядом друг с другом.

Идею вагона заимствовали у китайцев.-14

Несмотря на то, что китайцы в массе своей ниже ростом, чем жители России, полки в плацкарте длиннее и достигают 195 см. Это стало возможным за счет того, что ноги пассажира убираются в «ящик», который одновременно является столиком для другого пассажира.

Идею вагона заимствовали у китайцев.-15

Вагоны являются «сквозными», что характерно для скоростных поездов.

Идею вагона заимствовали у китайцев.-16

В вагонах нет тамбуров, а для пассажиров верхних полок предусмотрена удобная лесенка.

Идею вагона заимствовали у китайцев.-17

На своем месте можно не только лежать, но и сидеть.

Идею вагона заимствовали у китайцев.-18

Однако, к сожалению, столика, за который можно присесть вдвоем или вчетвером, уже не предусмотрено.

Идею вагона заимствовали у китайцев.-19

Все места закрываются шторками.

Идею вагона заимствовали у китайцев.-20

Можно ли представить себе такой вагон в России? Да, конечно, запросто. Но только он не должен ходить на большие расстояния и не должен предназначаться для путешествий большой семьей с багажом. «Командировочные» направления Москва – Петербург или Москва – Казань – самое то.

Особенно удачно получится, если поезд сможет развивать скорость под 200 км/ч. Но что-то мне подсказывает, что это пока лишь мечты.

Кстати, когда Белозеров представлял Мишустину вагон, он назвал его «некупейным». По этому поводу тут же появились мемы.

Идею вагона заимствовали у китайцев.-21

А что вы думаете о новом российско-китайском вагоне? Он вам нравится? И стоило ли копировать китайскую разработку?