Найти тему

Как не попасть в жизненный и карьерный тупик? 4 понятия, которые могут вам пригодиться [часть 1 из 4]

Как и обещал, публикую некоторые открытые уроки из курса по разработке личной стратегии. Ссылка на экспресс-тест, который поможет определить, насколько вам лично нужен стратегический план, находится в конце статьи.

В этом уроке мы разберём несколько понятий, которые пригодятся вам, чтобы выбраться из тупика разработать личную стратегию. Речь пойдёт о взаимосвязи карьерной и жизненной траектории, корпоративных стратах, формуле масштаба мышления и одной из её важнейших составляющих – временном горизонте мышления.

По плану обучения в этом уроке мы должны рассмотреть следующие разделы:

  1. Кто эти люди и почему они нас окружают?
  2. Человеческие способности и страты.
  3. Режимы развития.
  4. Масштаб мышления.
  5. Временной горизонт и уровень сложности мышления в личном планировании.
  6. Какой временной горизонт выбрать лично вам?
  7. Временной горизонт и стартапер.
  8. Мой горизонт планирования стратегии.
  9. Задание к уроку.

Но здесь на Дзене всё так устроено, что автора препарируют по показателю, насколько часто читатели "перелетают" через поток его мыслей и дочитывают до конца статьи. Очень редкая птица долетит до середины Днепра, поэтому этот урок придётся разбить на несколько частей, достаточно лёгких для того, чтобы осилить за один полёт вашего внимания. Подписывайтесь, чтобы не упустить что-то важное для долгосрочного планирования своей жизненной траектории.

Чтобы плавно перейти от жизненной траектории к карьерной, а затем к корпоративным стратам, я хотел бы начать с того, чем вообще занимаются люди, и почему модель корпоративных страт можно применить ко всей остальной жизни. Что такое корпоративные страты и почему они нужны для того, чтобы не попасть в жизненный тупик, я расскажу в следующей части.

Для начала разберёмся, чем вообще занимаются окружающие нас люди и из чего нам, собственно, приходится выбирать свой жизненный путь.

Кто эти люди или с кем приходится работать

Если хорошо покопаться в статистике, то можно найти много шокирующих обычного человека данных. Меня лично поразил график, согласно которому самой массовой профессией в Российской Федерации является профессия водителя.

Инфографика “РГ”: Александр Смирнов / Ольга Игнатова
Инфографика “РГ”: Александр Смирнов / Ольга Игнатова

Семь миллионов человек или почти 10% от всех занятых не просто так стали водителями. В эту профессию их привела выбранная ими траектория развития и ограниченный набор компетенций, которые могут быть востребованы обществом.

Вторым массовым занятием россиян является профессия продавца. Число этих достойных мужчин и женщин также составляет почти семь миллионов. Эти данные показывают, что есть 10% вероятность того, что и вы станете или уже стали продавцом.

Обе эти профессии не плохи и не хороши, они являются отражением нашей экономики и показывают лишь то, что люди в этих профессиях занимаются тем, что перевозят или перераспределяют в обществе продукцию, которую произвели другие. На первый взгляд это слишком много, а если добавить к этому числу грузчиков и охранников, то логистическая составляющая нашей экономики просто поражает воображение.

Численность остальных профессий также интересно изучить и сделать выводы о том, насколько у вас велики шансы попасть в ту или иную профессию. Если вы живёте в другой стране, то буду рад, если вы поделитесь аналогичными данными о самых массовых профессиях в вашей стране, будет интересно сравнить и сделать выводы.

Я решил самостоятельно проанализировать данные занятости и у меня получилась несколько другая картина, которая будет не менее полезной для того, чтобы скорректировать свою жизненную траекторию.

Инфографика SS: Дмитрий Рыцев
Инфографика SS: Дмитрий Рыцев

Получилась несколько другая диаграмма, но там очень многое зависит от группировки множества занятий из соответствующего классификатора. В любом случае, контуры средней карьерной траектории человека становятся понятными. Но это ещё не всё.

Но численность занятых в профессии значит не так много. Для полноты картины нам нужно изучить, что нам в этой профессии светит с точки зрения материального достатка? Для этого мы используем другой график, который учитывает не только численность, но и средний заработок людей в той или иной профессии.

Инфографика SS: Дмитрий Рыцев
Инфографика SS: Дмитрий Рыцев

Я лично вижу небольшие расхождения в численности руководителей и некоторых других профессий на графиках. Думаю, это связано с различной классификацией и группировкой профессий.

Давайте не будем обращать внимание на нестыковки, а рассмотрим одну интересную тонкую линию, которая идёт из верхнего левого края в нижний правый.  Она показывает весьма пугающий тренд, который говорит о том, что в среднем с возрастом люди прилично теряют в зарплате.

Особенно характерно то, что в нижнем правом углу диаграммы находится профессии уборщиков или прислуги. Нельзя сказать, что все люди с возрастом стройными рядами направляются в эту профессию, но и исключать такой жизненной и карьерной траектории нельзя, ведь там фактически работает приличная часть трудящихся.

Если брать всех неквалифицированных работников, то их 25%. Четверть! И именно такая вероятность того, что вы перейдёте в эту категорию. Шансы выбраться из неё есть, но цифры неумолимы.

Разумеется, распределение профессий и зарплат значительно разнится от страны к стране в зависимости от уровня развития экономики, доли промышленности, сферы услуг, сельского хозяйства, уровня урбанизации, безработицы или других факторов.

Для нас сейчас важно понимать, к какой части общества вы относитесь, какая траектория развития у вас лично и есть ли у вас потребность, желание или возможность “соскочить” с неблагоприятной траектории.

Также нужно понимать, специфика многих профессий не зависит от отрасли и заключается в выполнении определенных функций, схожих даже в совершенно разных отраслях. Вы можете работать в производстве или сфере услуг, но выполнять универсальные функции, не зависящие от отрасли.

Примерами таких профессий могут быть бухгалтеры, руководители, предприниматели, плановики, маркетологи и все все все, которые не имеют непосредственного отношения с созданию продукции или оказанию услуг. Для таких профессий всё равно, в какой отрасли работать. Но это не только дело вкуса. Дело в образовании, которое вы получили, и в опыте, который вы приобрели.

Именно образование и опыт в значительной степени определяют нашу траекторию развития. Есть также влияние родителей и семьи, но в большинстве случаев это не то, чем мы можем как-то управлять. Мы затронем эту тему в последующих уроках, но сейчас рассмотрим только нашу профессиональную жизнь.

В большинстве случаев люди работают в различных организациях. Именно работа внутри организации в значительной мере определяет, кто вы и чего достигли в жизни. Поэтому то, как человек развивается внутри организации, является для нас важнейшей темой, которой мы должны научиться управлять. Это ключевая вещь для разработки вашей стратегии.

Здесь мы вплотную переходим к понятию человеческих способностей и корпоративных страт. О них, как мы и договаривались, я расскажу в следующей части урока.

А пока вы можете оценить степень своего развития по 20 сферам жизни. Для этого нужно пройти специальный тест. По результатам теста вы получите 5 рекомендуемых параметров для вашей личной стратегии.

-4

Действуйте стратегически и пройдите тест. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить полезный инструмент для долгосрочного планирования.