Среди наших блогеров есть учителя, которых эта профессия выбрала сама, а есть те, для кого это было призванием с самого начала. Десятиклассница Варвара Гатауллина не представляет себя в этой роли, но очень ценит труд педагога. Она поговорила с учителями своей школы и выяснила, почему учить детей — это круто.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
Уважаю многих учителей, но себя в этой роли представить не могу. Возможно, всё ещё успеет поменяться, но сейчас для меня настоящий учитель — это человек с таким набором качеств, сочетание которых редко встречается в природе.
Сама я не обладаю сразу всеми этими качествами, поэтому вместо выдумывания причин из ниоткуда решила опросить учителей своей школы, чтобы собрать достоверную информацию и не врать читателю («используйте только свой собственный опыт» — одно из главных правил публицистики).
Хочу сказать спасибо учителям, которых тормошила, пытаясь разузнать положительную информацию о том, чем они занимаются (к слову, все эти люди любят свою работу). Для них это было сложно, так что некоторые причины могут показаться несерьёзными. Но каждая из них проверена и правдива.
1. Это дар, которым хочется делиться
Существует мнение, что у каждого человека есть призвание: дело, в котором он профессионал. Даже если вы пока на стадии поиска этого самого призвания — не волнуйтесь: если упорно искать, щупать и пробовать, рано или поздно вы сможете его найти.
У кого-то так происходит с работой учителя — чувствуешь, что нет иного пути как, например, идти преподавать математику. Я за свою недолгую шестнадцатилетнюю жизнь встречала мало таких учителей математики (хотя проучилась три года в лицее с физико-математическим уклоном). Это именно те люди, которые обладают недюжинным терпением и по-настоящему кайфуют от своего дела.
Причём каждый такой человек (необязательно связанный с математикой), рассказывающий или объясняющий что-то, от чего он по-настоящему получает удовольствие, притягивает к себе окружающих. Таких сразу видно. Особенно когда на вопрос «Как дела?» они отвечают: «Ну такое, по синусоиде».
2. Это позволяет делать мир (и людей) лучше
Конечно, существует масса других способов творить добро, но что может быть прекраснее впихивания в нерадивых школьников информации, не желающей усваиваться в их головах (шутка)? А если серьёзно, то действительно бывает, когда обладаешь знанием и хочешь «нести его в массы», чтобы окружающие говорили «красИвее» вместо «красивЕе» или знали, что Столетняя война на самом деле длилась не сто лет (с этим знанием детство заканчивается у всех, я серьёзно).
В конце концов, нынешние дети через какое-то время превратятся во взрослых, и, согласитесь, было бы гораздо приятнее видеть их интеллигентными и образованными людьми. Ведь если кто-то не знает того, что знаешь ты, надо исправлять это досадное упущение. Будет плюс один (или даже не один) более просветлённый человек на планете.
3. Отсутствие рутины
Если вы всё-таки попали в сферу образования учителем, то вам точно гарантированы насыщенные рабочие будни. Даже если все уроки вы будете проводить у одного и того же класса (как происходит в начальной школе), они будут разнообразными. Это и есть один из главных плюсов работы с людьми — никогда нельзя знать наверняка, как всё пройдёт. Будет ли тот мальчик с галёрки сегодня опять кидаться бумажками во время урока? Почему у всего класса одинаковые работы? Но ведь именно это делает жизнь необычной (пусть порой и хочется их всех... или уволиться).
4. Живое общение
Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. И это опять же про детей и подростков. Подростки — наиболее неоднозначный, непредсказуемый и сложный тип людей, с которыми, как ни странно, «приятнее всего проводить время» (учительская цитата). От многих учеников заряжаешься энергией, ловишь идеи, и это помогает найти новые силы для того, чтобы придумывать, делать, организовывать.
Это происходит в определённой степени оттого, что именно в период времени, когда человек находится на границе между взрослым и не совсем взрослым миром, ему в голову приходят наиболее необычные идеи, мысли, которыми он может делиться, вдохновляя иногда устающее от жизни старшее поколение. Так что практика знает случаи, когда ученики становятся интересными собеседниками.
Когда проводишь наибольшую часть своей жизни, работая с теми, кто младше и неопытнее тебя, учишься сам (работает принцип «отдаёшь — получаешь»). Тебе постоянно прилетают новые задачи и возможности для развития. В школе чувствуешь себя живым!
5. Коллеги-единомышленники
Круто, когда тебя окружают химики, биологи, физики, но ещё круче иметь возможность поговорить с людьми, интересующимися тем же, чем и ты. Вы мыслите с ними в одном «потоке»: можете делиться опытом, обсуждать наболевшее (постмодернизм и литературные мемы, например). В общем, плюсов здесь много. Только смотрите, чтобы вашу крепкую дружбу не разрушила всего одна просьба коллеги заменить его на уроке.
6. Возможность постоянно говорить
После того, как начался урок, учитель обретает возможность творить всё, что ему вздумается. Желательно, конечно, в разумных пределах. Но если от жизни вы желаете одного — говорить как можно больше о чём-то, что вам нравится — смело ступайте на «тропу войны» (то есть, преподавания). Ведь любимая тема ваших разговоров может оказаться предметом школьной программы.
Представьте: 40 минут рассказывать только о том, в чём вы хороши, что доставляет вам удовольствие. А ещё никто не перебивает. Запомните: когда человек о чём-то увлечённо говорит, его будут слушать.
7. Право сомневаться и совершать ошибки
Когда работаешь с людьми, довольно трудно избегать ошибок. Непонятно, что будет хорошо, а что плохо. Грань между правильным и неправильным здесь настолько нечёткая и размытая, что иногда вообще становится сложно делать выбор и принимать решение: стоит что-то говорить или нет. Ведь воспринять и трактовать все могут по-разному. Иногда вообще сам начинаешь сомневаться в том, что слышишь/говоришь/думаешь. Но это стоит делать. «Сомневаться — значит мыслить, то есть существовать. Нет правильных ответов в профессии учителя. Это прекрасно. Я могу сомневаться. Не всегда, конечно. В чём-то лучше быть уверенным, но сомнение даёт пищу для ума».
8. Открытие себя, других, мира
Учиться в школе можно (и нужно) у всех: в равной степени как у детей, так и у коллег. У первых — всему тому, чего не хватает во взрослой жизни. А у вторых — не только профессиональным навыкам, которые можно перенять, но и чему-то новому из области их предмета. Это как курсы обо всём на свете: под предлогом «работы» можно пойти на чужой урок слушать про Великую французскую революцию или валентность металлов (кто сказал, что эта информация не важна для урока английского?). Таким образом можно расширять границы своего собственного мира. Особенно в том случае, если понимаете, что без этой «учёбы по обмену» найти в себе силы заниматься саморазвитием вы вряд ли сможете.
9. Возможность влиять на чужую жизнь
Всё то, что учитель говорит и делает во время уроков, сказывается на его учениках. Тогда зачем брать на себя такую ответственность и идти преподавать именно в школу? Ведь, по логике, с детьми должно быть сложнее, чем уже со взрослыми, состоявшимися студентами, с которыми можно обсуждать не азы, а глубокие темы? Да, сложнее, зато интереснее.
Студентов уже вряд ли получится перевоспитать, что-то изменить в их сознании. А вот когда ребёнок только начинает познавать мир и его особенности, у учителя море возможностей. Он имеет законное право не только «подсматривать» за развитием его жизни, но и вносить некоторые коррективы, влиять на его мировоззрение и рост. В самом хорошем смысле. Это будет отнимать много сил, времени, энергии, но оно того стоит. Со временем начинаешь это понимать, и отдавать силы, время и энергию становится проще. «Если мой сегодняшний ученик победил себя вчерашнего — это же космос! А я рядом, и я радуюсь».
10. Честность и умение меняться
Детям врать нельзя. Даже если хочешь — просто не получится. «Придут дети и раскусят тебя. Посмотрят прямо в твоё сердце и всё поймут. Патологоанатомы учительской души».
Это повод следить за собой, взвешивать, что говоришь. И тот человек, которым станет учитель после определённого времени преподавания, будет сильно отличаться от того, который начинал свою работу. Меняться он будет вместе с учениками. Когда через тебя проходит большое количество детей, каждый из них как-то действует на тебя, оставляет определённый отпечаток. Надо быть гибким, готовым к этому воздействию. А то тяжко будет всем.
Нельзя не упомянуть оставшиеся причины, которые мне называли учителя, но которые по некоторым соображениям не попали в основной список.
- Стабильная зарплата. Довольно весомый аргумент. Пока искусственный интеллект не захватил нашу планету, профессия учителя будет актуальна и нужна всем.
- Если просто хочется. Спорный вопрос. С одной стороны, если чего-то хочется, значит, на это есть причины. А с другой, желание заниматься чем-то может просто внезапно прийти и не отпустить — просто хочешь писать тексты или рассказывать о феодальной раздробленности, и ничего тут не поделаешь. Придётся подчиниться зову сердца, а то вдруг оно остановится.
- Возможность почувствовать себя значимым. Если вдруг хочется поруководить процессом или просто быть в центре внимания — идите в учителя не раздумывая!