Найти тему
Михаил Холодковский

Гусарская баллада по-итальянски

Хочу пропиарить один незаслуженно малоизвестный у нас фильм. Это экранизация романа классика французской литературы Теофиля Готье "Мадемуазель де Мопен" (АКА "Шевалье де Мопен") 1966 года.

""Гусарская баллада" (1962) и "Шевалье де Мопэн" (1966)
""Гусарская баллада" (1962) и "Шевалье де Мопэн" (1966)

Дело в том, что фильм вполне можно назвать "Гусарской балладой по-итальянски", т.к. это история "гусар-девицы", т.е. юной дамы, в мундире выдававшей себя за мужчину.

Шурочка Азарова (Лариса Голубкина) и Мадлен де Мопэн (Катрин Спаак)
Шурочка Азарова (Лариса Голубкина) и Мадлен де Мопэн (Катрин Спаак)

Главную роль в фильме играет Катрин Спаак. Она - из кинематографической семьи, ее отец Шарль Спаак - сценарист классических французских фильмов, таких, как "Тереза Ракен", "Перед потопом", и даже французско-советского - "Нормандия-Неман". Снималась она в основном в Италии.

"Корнет Азаров" и "шевалье де Мопэн"
"Корнет Азаров" и "шевалье де Мопэн"

Авторов фильма критиковали за то, что женственную красавицу Спаак невозможно принять за мужчину ни в каком мундире. (Действительно, Рязанов искал Голубкину гораздо дольше, и называл ее "чудом природы").

Поручик Ржевский (Юрий Яковлев) и капитан Алкибиад (Робер Оссейн)
Поручик Ржевский (Юрий Яковлев) и капитан Алкибиад (Робер Оссейн)

Как и Азарова, де Мопэн встретила на войне свою любовь. Участие Робера Оссейна безусловно объясняется тем, что фильм вышел на волне успеха "Анжелики", и вписывался в целую плеяду подражаний... Однако образ Алкибиада не столь ярок, как наш поручик Ржевский, Оссейн в этой роли несколько... деревянный.

Гусар-девицы на войне...
Гусар-девицы на войне...

В романе Готье и в фильме не так сильна патриотическая составляющая, как в нашем. Мадлен попадает в армию почти случайно - переодевшись в мужчину, чтобы скрыться от вторгшихся вражеских войск, она изначально направляется в монастырь, но ее не отпускает желание "познать мужчин"...

...и гусар-девицы в любви.
...и гусар-девицы в любви.

Любовь интересует де Мопэн гораздо больше, чем война. Она даже дезертирует, после ложной новости о гибели возлюбленного...

Виват гусар-девицам!
Виват гусар-девицам!

Это был первый цветной фильм Мауро Болоньини, и единственный приключенческий. Режиссер снимал в основном социальные драмы - "Дряхлость" (1962), "Метелло" (1970), в советском кинопрокате была лишь его "Подлинная история дамы с камелиями" (1981) по Дюма-сыну. Тем не менее, за "Шевалье де Мопэн" он получил приз за лучшую режиссуру на фестивале в Сан-Себастьяне в 1966 году.

Oops!
Oops!

И конечно, аналогов подобных сцен в "Гусарской балладе" не было. Ведь "Шевалье де Мопэн" достаточно куртуазен, любовно-эротические приключения и интрижки персонажей занимают в нем большое место...

Приглашаю к просмотру: