Дезертирство в годы Гражданской войны приобрело массовый характер и стало проблемой для всех противоборствующих сторон.
Причины дезертирства были различными. Например, «Железные аллаяры» - батальон капитана Мейбома Волжской армии Каппеля, сформированный из добровольцев-татар, при отступлении от Казани до Бугульмы сократился втрое: с 600 до 200 штыков.
«Татары потеряли свой боевой пыл в связи с нашими постоянными отступлениями и постепенно расходились по здешним татарским селам», - писал сам Мейбом.
Дезертировали и из Красной Армии. В июле 1920 года в разгар Советско-польской войны в стране был зафиксирован антирекорд: 773 тысячи дезертиров во всей армии. Проблема эта существовала и в Казанской губернии (с 1920 – Татреспублике), которая была центром Запасной Армии Республики, где готовили пополнения для действующих частей. В Казани не хватало помещений для размещения призывников и добровольцев, ощущалась нехватка продовольствия. Причем дезертиры зачастую сколачивали банды, которые занимались грабежами, убивали активистов и коммунистов на местах. Для их ликвидации устраивали целые операции (например, облавы в сельской местности в которых принимали участие отряды ЧОН).
Постепенно карательные меры в адрес дезертиров и их укрывателей перешли в предупреждение и профилактику этого явления. В том числе и через агитацию населения. Примером такой работы является плакат, изданный в Казани в 1920 году.