Мы начинаем цикл публикаций, посвященных российским предприятиям оборонного комплекса и структуре их собственности. Сегодня расскажем о том, кому принадлежит один из системообразующих заводов – завод имени Дегтярева, что в городе Коврове.
Завод этот имеет долгую историю, был основан еще до революции и стал тогда одним из самых технологичных предприятий в отрасли, благо соучредителями стали несколько датских предпринимателей. Они пригласили из Европы инженеров, оснастили современным оборудованием и наладили выпуск пулеметов, которые активно использовались во время Первой мировой войны. После революции он едва не был полностью уничтожен пожаром и противостоянием собственников и новой Советской властью. В итоге завод был национализирован, а налаживать производство отправили туда молодого и перспективного оружейника Василия Дегтярева. Основная специализация завода была – производство пулеметов, на этом поле
Дегтярев себя и проявил в полной мере, создав первый советский ручной пулемет, разработал собственную систему пистолета-пулемета, которая, впрочем, не стала основной – ее заменил пистолет-пулемет Шпагина – легендарный ППШ, который, впрочем, разрабатывался здесь же.
После войны на завод пришла и конверсия, здесь со временем наладили выпуск пулеметов Калашникова, крупнокалиберный пулемет «Корд», пулеметные, танковые и авиационные пушки.
После того, как развалился СССР, завод акционировали, а в 2005 была сформирована структура владельцев, которая сохраняется до сих пор. По официальным данным, 24,9% акций принадлежит НИИ «Сигнал», 49,88% владеет некое ООО «Глобалвоенторг» и оставшимися акциями, судя по всему, Игорь Кесаев.
В 2020 году издание Forbes оценило его капитал в 3,4 млрд и поместила на 32 строчку в списке богатейших предпринимателей России. На чем же Кесаев сколотил капитал, позволяющий владеть одним из важнейших оборонных предприятий России?
Формально, Кесаев владеет не таким уж большим объемом акций. Однако, по данным СПАРК-Интерфакс, единственным учредителем и собственником того самого «Глобалвоенсервис» является Кесаев.
Кесаев – один из наиболее закрытых и непубличных бизнесменов в стране, поэтому основные факты биографии в Интернете переходят из одного журналистского расследования в другое.
Основная версия происхождения капитала такова: в конце 80-х годов Кесаев устроился начальником отдела в одной из столичных страховых контор. Спустя три года он возглавил страховое общество «Юпитер», которая, как говорят, страховала риски для российских инвесторов в акции на американских биржах. Одним из партнеров общества был некий Мосэксимбанк. Небольшой и мало чем примечательный банк тогда называли организацией, через которую проходили сделки по экспорту вооружений. С этим связывают и банкротство банка в конце 90-х, когда был учрежден «Рособоронэкспорт».
Помимо работы в банке, вроде как связанно с торговлей оружием, Кесаев еще в начале 90-х основал группу компаний «Меркурий», которая занималась эксклюзивными поставками сигарет Philip Morris в Россию. Со временем компания расширилась настолько, что стала по сути, если не монополистом, то уж точно одним из крупнейших игроков на российском табачном рынке.
Видимо, полученных активов было достаточно, чтобы в 2005 году приобрести контрольные пакеты акций двух оборонных заводов – Ковровского механического и завода им. Дегтярева. В результате сложной расторговки с миноритарными акционерами, на заводе им. Дегтярева было сконцентрировано все военное производство с двух заводов, а КМЗ стал заниматься гражданской продукцией. Таким образом, помимо традиционных пулеметов, на заводе стали производить ПЗРК «Игла», противотанковые и зенитные боеприпасы, в том числе управляемые и высокоточные. Есть, впрочем, и производство мотоциклов и сельскохозяйственной техники.
Но и на этом бизнес-интересы господина Кесаева не закончились. В 2008 году Кесаев и его партнер Сергей Кацаев выкупили за 600 млн $ 51% акций торговой сети «Дикси» у ее основателя Олега Леонова. Помимо собственно «Дикси», в орбиту компании входит также сеть «Мегамарт».
Спустя несколько лет Кесаев обратил внимание на челябинскую сеть алкомаркетов «Красное и Белое», которая стала лидером по дистрибуции сигарет. Он предложил основателю КБ выкупить бизнес, но получил отказ. Тогда Кесаев решил создать прямого конкурента – сеть алкомаркетов «Бристоль», которая очень быстро начала расти за счет слияния региональных сетей. В 2018 году все-таки произошло слияние сетей «Бристоль», «Красное и белое» и «Дикси» в единую структуру.
Добавим, что Кесаев в разное время занимался также девелоперскими проектами в столице и был акционером в энергетических компаниях.