Честно признаюсь, что хоть являюсь верующим, и формально Закон о защите чувств и прав верующих стоит на моей стороне… я не испытываю от этого эйфории. Более того, при любом удобном случаи я не устаю повторять, что он не доработан и далек от совершенства. Причем, все поправки принятые в 2013 году, в этом смысле отодвинули его ещё дальше.
С тех пор… много воды утекло, но разногласия по этому поводу не утихают. В Интернете и на улице достаточно много различной информации: как позитивной, так и негативной. Я не буду повторяться. Встречаются люди, которые его одобряют, но абсолютное большинство… всё-таки против. Некоторые из них даже требует полной его отмены, что, на мой взгляд, конечно, тоже не является правильным.
Этот Закон, безусловно, нужен… хотя-бы потому, что сама специфика религиозных отношений диктует определённые и строгие правила. То, что для атеиста, кажется вполне нормальным и естественным, для верующего человека может выглядеть сродни преступлению. Любое богохульство не может не вызвать определённую степень неприятия, словно это оскорбление, направленное в его адрес.
Разумеется, это должно как-то останавливаться и пресекаться не только с помощью самих верующих, но и определённых статей административного права. Только наказание должно наступать, лишь после доказательства публичности оскорблений , ярко выраженной злонамеренной экспансивности и… конечно, не в плоскости уголовных правонарушений.
Если говорить о том, что чувства действительно верующего оскорбить невозможно, то это, действительно, правда… Когда речь идёт непосредственно о нём, то рассуждать об оскорблении, можно лишь на тех же основаниях, как и о чувствах любого человека.
Не говоря уже о том, что чувства, это понятие скрытое и относительное, и легко может быть подменено как в одну, так и в другую сторону. Говорить о чувствах с законодательной точки зрения, это всё равно, как влюблённым объясняться друг другу согласно норм юридического права. Чувства вполне могут быть фальшивыми, и даже при проведении любых экспертиз не дают гарантий подлинности, и не могут быть подтверждены документально.
Разумеется, что сравнительно небольшое количество рассматриваемых дел по этой статье, говорит лишь о сдерживающем и профилактическом её характере, и не направлено на массовое применение. Но, при всей номинальности этой нормы, существует один незаметный на первый взгляд психологический эффект, вектор которого направлен совсем в противоположную сторону.
Я объясню…
Дело в том, что в ситуации, когда одна часть нашего общества, по какой-то причине, ставится в заметно более выгодное положение, относительно других – это не может не вызвать некую… дестабилизацию социального равенства. Когда чувства одних преобладают над чувствами других, создаётся впечатление некой дискриминации, что в современном обществе всегда вызывает определённую степень общественного неприятия.
Не по этой ли причине, в последнее время, общественное мнение часто складывается не в пользу верующих. На самом деле, это весомый козырь, который подброшен в руки атеистов. И люди, у которых ещё только начинается активность в плане духовного поиска, часто просто идут на поводу у агрессивно настроенных атеистов, и их вполне обоснованных протестов… против такого искусственного неравенства.
Согласно ст.28 Конституции, атеизм является таким же правом, как и любое вероисповедание. Поэтому, любые действия направленные на оскорбление достоинства верующих должны быть наказуемыми ничуть не в большей степени, чем аналогичные действия по отношению к лицам, не разделяющим никакого вероисповедания.
Во многих странах, подобное положение даже не прописываются специально, а касаются только норм поведения непосредственно на территории объектов религиозного характера. А всё, что находится в общественно доступном месте, включая: улицы, переулки, а также места общего пользования, в том числе Интернет… регулируются общими для всех нормами морально-этического плана.
Ведь, на самом деле, оскорбление чувств верующих, может быть не только со стороны атеистов. Если вы зайдёте в мечеть с православным крестом в руках, это будет считаться, как явное оскорбление той веры, которая исповедуется непосредственно в этом месте. Вас просто выгонят на улицу… А там, вы можете свободно носить этот крест, и вам никто не запретит это делать. Ровно, как и любые атеистические плакаты или высказывания не направленные на оскорбления личности не могут ущемить чувства верующих…
Ведь, на самом деле, любой верующий выстраивает свои религиозные чувства совсем по другому принципу. Об этом долго говорить… но, настоящая вера никогда не бывает основана на высказываниях или мнении посторонних людей.
Разумеется, во всём публичном, должно быть чувство толерантности… как со стороны атеистов, так и верующих. Одно дело если это кратковременная акция или демонстрация, а совсем другое, когда какая-либо специфическая атрибутика сооружается на постоянной основе.
Мне вспоминается случай, который произошел в городе Феодосия (Р. Крым) ещё до принятия закона о чувствах верующих. Наши городские власти, тогда предприняли очень необдуманный шаг по благоустройству города, и установили памятник Андрею Первозванному на пересечении двух центральных улиц нашего города. Было потрачено большое количество бюджетных средств, но неожиданно оказалось… что памятник оскорбляет чувства верующих мусульман.
Дело в том, что на плечо Первозванного опирался огромный крест, что не могло не вызвать недовольство мусульманской общины. Их обоснованные протесты о том, что в общественно доступном месте не должно быть никакой специальной религиозной символики, в конце концов, были удовлетворены. Памятник пришлось перенести в более отдаленное и тихое место, при этом, даже переделав его, чтобы крест был менее заметен.
Я вспоминаю этот случай с ностальгией… Такую маневренность и мобильность, со стороны властей сейчас уже не встретишь. Даже если на лицо явная ошибка – она скорей всего останется, только… будет тщательно замаскирована. Но, это не снимает необходимость… говорить об этом. Возможно, я не прав… так убедите меня в обратном!